10-й день. 7 марта, понедельник

Цитата дня

Раскрытие Сердца — это ориентир движения на пути. Ориентиры — это относительные истины, они составляют цепочку истинного пути. Достоинство, честь, совесть и т.д. — также являются ориентирами, находятся на уровне верхней части нижнего даньтяня. Только реализовав их в себе можно пройти дальше, и оттуда уже увидеть, что они являются относительными истинами, а не абсолютными. И тем не менее они — это относительная истина, а не относительная глупость.

Тот, кто идет верным путем с некоторыми пор понимает, что каким бы опытом он не обладал, этот опыт не является конечной истиной. В этом смысле всех идущих по пути истины опыт по качеству относительности. А небольшое озарение в начале карьеры много ценнее гигантских открытий пустотности дхарм. Если вам кажется иначе, то вы в начале карьеры :)

Когда же мы прикасаемся к пониманию конечной истины (находящейся над пониманием пустоты), то видим, что весь личный опыт исчезнет вместе с ее постижением. Именно поэтому мы можем говорить, что есть тот, кто имеет опыт познания конечной истины.

Таким образом, никто из живущих отдельных существ не может обладать конечной истиной. Если вам встретился учитель, который думает, что его догмы являются конечной истиной, то с большой долей вероятности он где-то выбрал неверные ориентиры и в результате слегка нафантазировал себе лишнего.

Итак, Сердце — это ориентир, который по нашей системе практики мы считаем верным. Но двигаться в этом направлении бывает непросто, поскольку этот иногда ориентир высоковат для людей. Практики открытия Сердца могут быть слишком оторваны от реальной картины их мира (от точки, где собрано их сознание). Поэтому мы также говорим и о нижнем даньтяне.

Достоинство, честь, совесть нельзя обойти стороной, если мы движемся к себе. Движение по центральному каналу (раскрытие в себе упомянутых выше свойств) соответствует перемещению точки сборки. Но не только, одновременно происходит ее расширение и приобретение подвижности.

Однако при "перемещении" мы не теряем истинные свойства чистого нижнего даньтяня. То есть мы не становимся бессовестными людьми, к примеру. Ведь наша нравственность — следствие очищения нашего "я". Она не является какими-то надуманными ограничительными догмами для нашего поведения. Технически, нравственность — это не приобретение чего-либо дополнительного, а, наоборот, потеря чего-то, чем мы не являлись по своей истиной природе.

Однако на каком-то этапе мы участвуем в практических ограничениях и воздержании, искусственно воспроизводя тем то самое истинное состояние, в котором мы участвуем. Мы как бы сверяем свои поступки с тем, как мог бы поступить условный "просветленный" на нашем месте.

Это помогает создать перманентное направленное усилие, которое приложено к точке сборки. Иногда точка сборки перемещается плавно, приобретая свойства, лежащие на этой дорожке постепенно. Иногда она закреплена так, что процессы сдвига с места (или какой-то ее области) сопровождаются переживаниями смерти и значительными телесными реакциями.

Можно ли при этом сказать, что происходит субличностная интеграция? Да, такое можно сказать. Но основной эффект — это жесткий отрыв от насиженного места в результате многолетних усилий в одном направлении.

© Академия медитации