Статьи
о практике

Пять врат медитации

Одно из важнейших открытий, которое делает каждый практикующий человек – это открытие своего незнания. Это важное открытие, поскольку знания обременяют человека. Знания наполняют ум, создают иллюзию просвещенности и, как это ни странно, лишают возможности практиковать. Знания лежат в плоскости описания мира и на начальных этапах носят оттенок представлений и суждений. Но даже продвинутые знания – это лишь описания. В то время как мы – есть чистое восприятие. Мы – не описание.

Пять врат медитации 1

Когда практикующему удастся отказаться от идеи важности накопленных знаний, то это уже полдела. Останется еще приложить некоторое терпение, довериться происходящему и пройти несколько абстрактных Врат очищения сознания от иллюзий. Что это за Врата?

Препятствиями медитации являются лень, сонливость, «спецэффекты» и болезни дыхательных путей. Не все практикующие сталкиваются с полным набором этих препятствий. В любом случае преодолевать их сравнительно просто. Если ленитесь – трудитесь. Засыпаете – бодритесь. «Спецэффекты» не важны. Заболеете – лечитесь.

Последние два препятствия образуются не сразу. Заболевания дыхательных путей связаны с активизацией энергетических каналов, их зажатость и забитость вызывает перегрев и нарушение слизистого баланса. В случае если человек имеет скрытые хронические воспалительные процессы в ЛОР-областях или в пищеводе/желудке/дпк, то при успешных попытках медитировать у него могут остро воспаляться дыхательные пути или ЛОР-органы (даже жарким летом). Это ангины, тонзиллиты, трахеиты, бронхиты, отиты и т.д. Если таких скрытых очагов нет, то может проявляться легкий кашель, который проходит максимум за пару дней после снижения нагрузки. В любом случае все это косвенные признаки того, что ваши усилия приводят к некоторым позитивным сдвигам. Хронические заболевания можно попробовать полечить через официальную медицину. Для некоторого спектра заболеваний хорошо подходит ежедневное промывание носоглотки раствором соли и соды в течение пары месяцев. Вы можете посмотреть, как это делают йоги. Но консультация, обследование и лечение у грамотных специалистов не будут лишними в любом случае.

Под «спецэффектами» я подразумеваю различные миражи органов чувств, которые могут нас увлекать своей необычностью. Может казаться, что в подобном опыте есть какой-то смысл. Самые нестойкие практикующие будут в этом видеть признаки великих чудес или даже собственного величия. Чтобы эти миражи не имели власти над нашим разумом, следует укрепляться в трезвомыслии и практиковать особый вид концентрации внимания на событиях прошлого. Техника ревизии нашего прошлого позволяет освободиться от эмоциональной памяти, которая не только акцентирует наше внимание на всех этих «спецэффектах» (отвлекая нас от практики), но, что более важно – порождает их. Именно из нашего непережитого прошлого восстают перед нами миражи в настоящем. Вдобавок ревизия прошлого высвобождает (разблокирует) дополнительные жизненные ресурсы, которые теперь мы можем направить в правильное русло благодаря выстраиванию правильной ориентации жизни. Такая специфическая фокусировка за счет своего очистительного эффекта также помогает легче пройти через Врата медитации, которые представляют собой существенные линии обороны нашей самости (Эго, подсознания).

Первые Врата – то, с чем сталкиваются все без исключения, – это усидчивость. Страж этих Врат – ноющее тело. Этот Страж отсеивает немало «любопытствующих», то есть тех, кто еще не осознал необходимость обучения.

При должном упорстве эти Врата преодолеваются, и дальше они уже не являются преградой. Хотя тело по-прежнему еще будет испытывать дискомфорт какое-то время. Даже если у человека хорошая растяжка и разработаны суставы, его мышцы все равно будут затекать, сковываться и болеть. Это связано с кармой, а не с растяжкой.

Вторые Врата охраняются куда более коварным Стражем – хаотичными мыслями. Они роятся в голове и комментируют происходящее вокруг или происходящее с нами, например, рассказывают нам, что мы только что смогли просидеть секунду без мыслей. Либо эти мысли говорят нам, что это занятие надо бросить, что все это напрасно, что этим ничего не добиться, что у нас все равно ничего не получается. Еще один стандартный вариант мыслей-сомнений – это мысли о том, что ведущий дает неправильные упражнения, что есть где-то другие ведущие, которые дают правильные упражнения. На самом деле, все эти доводы – лишь протест нашего ума. Он протестует против наших усилий по обретению контроля над мыслями. Он сам привык нами управлять, а тут мы командуем выполнять задание медитации. В этом смысле для него любые задания будут «неправильными». Лекарство все то же – длительное упорство и терпение, а также постоянные попытки сфокусировать свое блуждающее внимание на задании медитации. Упражнения онлайн-курса 7steps направлены на концентрацию внимания и успокоение ума. Например, на одном из уроков мы проводим «динамическую» медитацию, задавая вниманию направление поступательного перемещения. Таким образом даем послабление непоседливому уму, но одновременно подчиняем хаос мыслей нашей воле. Также нам поможет разворот внимания лицом к этим мыслям – так они затихают ненадолго, давая нам возможность хоть на какое-то время вернуться к выполнению задания. На этой стадии, как правило, удается удерживать внимание на задании не более нескольких секунд.

Пять врат медитации 2

Страж третьих Врат – грезы. Это бесконечные видения, это наши приключения, в которых мы побеждаем заклятых врагов, мстим начальству, обретаем вожделенную любовь, долгожданное признание друзей и т.д. Когда мы находимся в этой фазе, можно сказать, что мы подошли близко к границам сферы подсознательного описания мира (и себя в мире). И хотя человек об этом не догадывается, но стоит проявить стойкость – и мы, безусловно, пройдем насквозь эту сферу грез и окажемся за границами описания. Однако рассматривать красочные сериалы про себя – это очень увлекательно. Вслед за этим может прийти эмоциональный скепсис относительно нашей способности медитировать. Безусловно, скепсис приходит к нам также из подсознания, которое начинает уже всерьез беспокоиться нашей настойчивостью.

Этот враг побеждается непрестанным усилием по выполнению задания медитации. Раз от разу мы будем выполнять задание все дольше, сокращая период грез. Большим помощником тут могут стать также целенаправленные усилия по стиранию нашего прошлого через специфическую фокусировку внимания. Мы посвящаем этому отдельные упражнения. Ведь все грезы – это отражение неудовлетворенностей, корни которых кроются в нашем искалеченном прошлом.

Пройдя через эти Врата, мы оказываемся в тишине, мы видим свет. Нам может казаться, что этот свет – это Бог, Великий Абсолют, Вселенская Любовь и т.д. Это состояние очень хорошее. Ум перестает обладать свойствами хаоса, он приобретает успокоение, радость и единую направленность. Здесь мы понимаем, что все предыдущие Стражи были лишь мыслью. Наше тело может уже подолгу сидеть недвижимым, наше сознание уже внемлет не подсознательному мироописанию, а более высоким и тонким вещам. И хотя при освоении этой стадии мы все еще можем погружаться в суету, хаос и автоматические эмоции, но мы уже легко их распознаем, наблюдаем их проявления в себе, имеем волю противостоять манипуляциям со стороны подсознания (хотя еще не всегда ею пользуемся).

Требуется еще немного усилий, чтобы пройти через эти «божественные» Врата, Стражем которых является прельщение божественным светом. За ними мы обнаруживаем, что свет, который мы видели – это и есть мы сами. Мы входим в этот свет, соединяемся с ним, наше тело растворяется, и мы перестаем ощущать время. Мы больше не наблюдаем ничего, кроме своего сознания.

И тут к нам является Страж пятых Врат – Его Величество Страх.

Мы начинаем бояться того, что с нами происходит в медитации. Мы боимся умереть, мы не знаем, куда делось наше тело. Мы пугаемся того, что времени больше не существует и мы не можем определить, прошла секунда или день. Что подумают родственники? Скоро придет с работы муж… а может, он уже пришел два дня назад? Мы можем бояться, что что-то пойдет не так, и мы захлебнемся собственной слюной или проглотим на вдохе язык и задохнемся. Мы совсем не можем обнаружить свое тело, мы больше не слышим биение сердца, мы только понимаем, что где-то в далекой плоской реальности есть место, в котором наше тело по-прежнему сидит, а может, уже и лежит, над ним склонились родственники, а может, уже и врачи…

Так или иначе, этот Страж отбрасывает нас обратно в телесные ощущения, где мы чувствуем себя безопасно, как улитка в раковине. Конечно, это ложное чувство безопасности дарит нам испугавшееся Эго. Вернувшись в тело, мы не можем понять, сколько времени длилась наша медитация, лишь отмечаем, что тело себя чувствует бодрым и отдохнувшим, – нет ни затекших суставов, ни скованных болезненных мышц.

Мы прошли долгий путь, и нам даже казалось, что мы видели Бога, но этот страх – живое свидетельство, что мы все еще в начале Пути. Вкусив непревзойденный нектар этого состояния, состояния высшей многомерной свободы, теперь мы будем методично и поступательно штурмовать бастионы этих Врат, очищая наше сознание от остатков Эго. Ведь мы уже знаем – упорство и стойкость неизбежно обратят всех Стражей в прах.

Пять врат медитации 3