СТАТЬИ
О ПРАКТИКЕ

Начинающим практикам

(О практике осознанного действия)

В этой статье показан подход к жизни, который мы рекомендуем в качестве практики осознанного действия.

Окружающий мир – это причинно-следственный механизм

У каждого из нас свой окружающий мир. И дело не в том, что каждый физически живет в отдельной вселенной, а дело в разных описаниях окружающего мира, которые строятся у нас подсознательно.

Так, для одних окружающий мир – это родственники, семья, забота о них, строительство теплицы для овощей, прореживание моркови, борьба с колорадскими жуками, полив грядок по утрам. Для других – карьера, позиционирование себя в бизнесе, стремление попасть в топ-менеджмент международных компаний, прохождение всевозможных тренингов для обретения полезных бизнес-навыков, вечное ожидание короткого отпуска. Для третьих окружающий мир – это астрология, очень важно понять механизмы влияния светил на политику, успеть узнать варианты будущего еще до того, как оно стало настоящим, интересные тусовки с друзьями, чайные клубы, разговоры о непознанной вселенной, обсуждения прошлых жизней, цветов ауры и запахов кармы.

Каждый из людей имеет свои ценности, которые подсознательно являются метками важности того или иного события. Так, расставание с половым партнером для одного человека вообще никак не затрагивает его эмоциональную сферу – смена партнера для него как смена зубной щетки, а для другого человека – это «трагедия всей жизни». В то же время, серьезным ударом судьбы для первого человека может оказаться ситуация, когда друзья забыли позвать его в чайный клуб, а для второго эта ситуация вообще отсутствует как класс – он любит кофе, плед и толстые-толстые книги.

Обстоятельства жизни мы воспринимаем как внешние по отношению к нам. Однако парадокс заключается в том, что все наше окружение и ситуации мы создаем вокруг себя сами – в каждый момент прожитого времени. Мы сами создаем все окружающие нас обстоятельства, одни из которых мы воспринимаем как хорошие и радостные случаи, другие – как плохие происшествия.

Мы создаем наш мир – это означает, что из всего существующего мирового многообразия мы притягиваем к себе только те проявления мира (ситуации, людей), которые отвечают нашему текущему внутреннему содержанию. Поэтому все наше окружение всегда соответствует тому, что мы собой представляем на сегодняшний день.Начинающим практикам 1

Разумеется, мы о себе совсем иного мнения, и часто нам кажется, что мы заслуживаем большего. Но очевидно, что если бы мы были другие, то мы бы притягивали в свою жизнь другие обстоятельства и других людей. Поэтому можно сказать, что существует замкнутый круг взаимного влияния: окружающий мир влияет на нас, этот окружающий мир создаем именно мы сами.

То, что мы декларируем сами о себе (о том, какие мы в наших глазах), никогда не совпадает с тем содержимым, которое реально в нас находится. Мы не знаем себя. Когда же мы открываем глаза на то, что есть внутри нас – мы прозреваем. Мы начинаем видеть, что все окружающие события и обстоятельства – отражение наших внутренних процессов и накоплений (травм и загрязнений).

Мы начинаем видеть, что наши желания и наши фактические проявления – это несвязанные вещи. Например, нам очень хочется иметь друзей и нам одиноко. Но в то же время мы неосознанно ведем себя так, что все потенциальные друзья от нас стараются избавиться. Неудовлетворенность порождает страдание, которое мы неосознанно связываем с тем, что люди нас не понимают. Фактически мы ищем причину страданий во внешнем мире. Это порождает ощущения несправедливости мира.

Однако подлинная причина страданий всегда кроется в нашем собственном поведении, которое отражает то, что мы собой представляем на самом деле. Мы можем считать себя очень хорошими, не видеть в себе никаких качеств, которые могут приводить к страданиям. Должно пройти немало времени, чтобы человек начал задумываться об источнике несправедливости мира, чтобы он начал искать в себе причины.

Например, если внутри нас подсознательно живет неудовлетворенное желание быть лидером, то зачастую это выливается в насильственные действия к окружающим людям. Знакомые начинают нас сторониться. А мы удивляемся – почему нас не уважают, почему нас избегают?

Мы не отдаем себе отчет в наших проявлениях, поскольку мы живем невнимательно к себе. Мы не наблюдаем наши внутренние события, которые порождают отклики внешнего мира. Наше внимание направлено только на оценку внешних ситуаций, и мы тогда говорим: «жизнь так несправедлива со мной».

Что такое изменение «я»

Давайте рассмотрим два подхода решения личной проблемы на примере желания обрести признание и уважение в кругу друзей.

Итак, мы не удовлетворены тем, как к нам относятся наши друзья, нам хочется больше уважения, чтобы с нами считались, чтобы наше мнение было значимым для них. Можно всю жизнь провести в попытках заставить друзей зауважать нас. Но чем более настойчиво мы будем требовать от друзей признания (сознательно или бессознательно), тем дальше мы будем от цели – нас еще больше будут избегать. Рано или поздно это может натолкнуть на мысль, что если друзей изменить не получается, то возможно, выход в том, чтобы изменить себя.

В первых попытках «изменить себя» мы сталкиваемся с обилием поверхностных методик по ретушированию нашего «я». Суть этих методик состоит в том, что мы до какого-то уровня корректируем свое поведение, маскируем эмоции, стараемся выработать новое отношение к происходящему и т.д.

Однако если оценщиком нашего успеха, а также формирователем наших желаний останется наше прежнее «я», то мы не получим устойчивого состояния. Неудовлетворенность обязательно вырвется на свободу в какой-то форме – ведь она будет по-прежнему жить в глубине нас. Поэтому имитировать другое поведение будет недостаточно, чтобы покончить со страданиями. Требуются глубокие внутренние изменения той субстанции, которую мы называем «я». Через такие перемены мы меняем в себе того, кто является формирователем целей и потребностей. То есть мы избавляемся внутри себя от того, кто генерировал неудовлетворенности.

Всю жизнь мы очень хотели быть заводилой и душой компании. Разумеется, это желание было продиктовано не «стремлением чистой души реализованного в Боге мастера», а нашей внутренней травмой. Удовлетворить внутреннюю травму невозможно - все травмы ненасытны, это бездонные бочки, которые нельзя наполнить. Однако через определенные техники можно изжить в себе первопричины неудовлетворенности – травмирующие факторы, которые порождают наши желания (конкретные приемы будут описаны ниже по тексту). В результате этого мы обретем авторитет среди друзей. Однако это уже не принесет восторга. Ведь того, кто так жаждал уважения и почета больше не будет существовать. Долгожданное признание придет, но не к тому, кто его вожделел – поскольку наше «я» изменится.

Более того, наше «я» может так сильно измениться, что мы начнем избегать друзей. В ответ на это друзья будут стремиться разделить с нами общество, интересоваться нашим мнением, советоваться по разным нелепым поводам и т.д. Словом, из долгожданных друзей они превратятся в глупых назойливых мух. И мы столкнемся с новой неудовлетворенностью…Начинающим практикам 2

Миражи

В начале практики мы редко способны объективно оценивать наше собственное поведение.

Чаще всего то, как мы описываем себя в своих глазах – это самообман. Мы можем вообразить себе что угодно – что мы ценим добро, дружбу, любовь, честность. Однако у нас в жизни нет друга, нас никто не любит, с нами все не честны и не добры. Если с нами происходят аналогичные вещи, то наши представления о себе ошибочны. Окружающий мир как бесстрастное зеркало отражает не надуманные ценности, а то, чем мы являемся.

Кто-то скажет: «Нет, нет! Я вот очень хорошая, я не делала никому ничего плохого! Но меня все избегают или поступают со мной плохо. Это говорит о том, что все плохие, а я одна – хорошая!»

Подобные рассуждения начального периода самоанализа (когда человек делает первые попытки соотнести себя и окружение) приходится встречать довольно часто. Получается, что каждый человек хороший, а все другие – плохие. Это очевидный дискрипанс (получается, что все плохие и все хорошие одновременно).

Однако для практики следует понимать, что для окружающих людей (и мироздания в целом) мы проявляемся в виде каких-то наших поступков, действий, слов, мыслей (!), эмоций. Вот и получается, что действия, слова, мысли, эмоции у нас именно такие, которые формируют именно это наше окружение – людей и обстоятельства.

Можно привести в пример физический опыт, демонстрирующий аналогию. На листок бумаги высыпаем деревянную стружку, хлебные крошки, зубной порошок и металлические опилки. Все перемешиваем. Подносим магнит – и, о, чудо! Хлебные крошки притянулись к магниту!

Нет, конечно, это будут не хлебные крошки. Они-то как раз останутся на бумаге. Точно таким же образом из всего многообразия мира мы притягиваем к себе только то, что отвечает нашему личному магнетизму.

Даже если мы уедем в благополучную Америку или беззаботную Индию, где, судя по слухам, обитают исключительно «хлебные крошки», мы и там найдем свои «железные опилки». В крайнем случае добродушные «хлебные крошки» Америки будут вынуждены становиться «железными опилками» на какое-то время специально для нас.

***

Зачастую мы оправдываем наши действия внутри себя, объясняем их с позиции самого справедливого человека («я ему отомстил, потому что он сам сволочь, с хорошим человеком я бы так не поступил», «если бы она первая так себя не вела, то и я бы не стала делать такое в ответ», «я же не веду себя так, как она, поэтому я имею право доложить начальству о ее поведении»). Но несмотря на все самооправдания, совершенные нами поступки всегда притягивают ответную конфигурацию окружающего мира. Чем больше мы поступаем «по справедливости» (отомстив при этом кому-то), тем больше нас будут окружать люди, которым надо будет причинять вред для восстановления этой «справедливости». И тем больше мы сами будем страдать от взаимодействия с этими людьми. Это замкнутый круг.

А все потому, что по Закону Кармы (закону причинно-следственных механизмов) существует разделение ответственности живых существ. Согласно этому разделению ваши поступки выглядят так: «это только ваши поступки», а не так: «это ваши поступки, потому что он вынудил…». Никакого «потому что он…» в Законе Кармы нет. Все, что касается «его», будет рассматриваться по отдельному протоколу, отдельно от вас, и уж тем более Закон Кармы не будет учитывать ваше «бесценное» мнение собственно о самом Законе Кармы (и досужие рассуждения о «справедливости»).

Это относится ко всем живым существам Вселенной всех иерархий. Поэтому в каждой ситуации, где вы действовали под влиянием обстоятельств, вынуждающих вас действовать именно так, достаточно вычеркнуть все эти вынуждающие (оправдывающие) факторы – и мы получим именно ту картину, по которой и будет оценен ваш поступок. Кем оценен? Мирозданием – беспристрастным зеркалом, в котором вы отражаетесь наряду с практически бесконечным множеством живых существ.

Это не просто умозрительная «теория о мироздании». Это практический опыт. Это то, что происходит с каждым из нас каждую секунду – в любой «несправедливой» ситуации, в любой нашей неудовлетворенности. Если вы выйдете на улицу и не вспомните про это – значит, статья была написана напрасно.

***

Итак, дискомфортные проявления окружающего мира в контексте практики осознанного действия нужно рассматривать как указания (!) на наши собственные недоработки. Это касается всех обстоятельств жизни.

Рассмотрим пример работы Закона Кармы.Начинающим практикам 3

Сослуживец рассказал вашему руководителю, что вы регулярно опаздываете на работу. Руководитель сделал вам выговор и потребовал объяснительную записку. Ведомые пониманием «справедливости», вы подошли к компьютеру сослуживца (когда тот вышел в туалет) и удалили там презентацию для иностранных клиентов, которую он подготавливал вот уже вторую неделю. В такой ситуации вам кажется, что вы восстановили справедливость – так сказать, восстановили мировое равновесие между силами добра и зла. «Ему не надо было совать свой нос куда не следует, и его презентация бы не пострадала» - говорите вы себе. Конечно, сослуживец хотел заработать очки перед начальством, вот и рассказал про ваши опоздания. А вы восстановили равновесие – теперь он не успеет заново восстановить материалы презентации до нужного срока. Возможно, он даже не получит повышения, ради которого он так старательно вас подставил. Все справедливо.

Так обычно выглядят подобные истории в умах людей. Однако с точки зрения работы Закона Кармы это событие выглядит по-другому. А дело было так: вы подошли и с низменным злорадством уничтожили недельный труд другого человека. А еще было раздражение и агрессия, когда вы узнали, что он доложил начальству о ваших нарушениях трудовой дисциплины. То есть были зафиксированы следующие ваши проявления: низменные деструктивные эмоции (раздражение, агрессия, злорадство), отягощающий поступок (порча труда человека), ну, еще и дурные мысли, которые, как правило, сопровождают весь этот низкопробный театр.

Больше ничего не было – ни вашего сослуживца, ни начальства, ни ваших опозданий, ни иностранных клиентов. Это все миражи вашего ума.

Вы скажете: «Ну, какие же это миражи? Это объективно существующие люди и обстоятельства».

Знаете, дело не в том, какая она, объективная реальность, и есть ли она вообще, а в том, как мы ее описываем. Мы пользуемся подсознательным описанием. Поэтому все эти персонажи, которые я назвал миражами, для вас представляют собой не объективную реальность, а описания окружающего вас мира. Причем речь идет про неосознанное описание.

Это означает, что, воспринимая события (или людей), вы воспринимаете не сами события как они есть, а описание какой-то их части, какого-то ракурса. Эти описания создаются в подсознательной области вашего ума. Эти события окрашиваются эмоциональными тонами без участия вашего сознания. Ваше сознание является лишь потребителем этого продукта.

И поскольку описание реальности составляется в несознаваемой области нашего существа, постольку нам кажется, что мы имеем дело с объективной реальностью.

В начале практики ничего другого, кроме этого продукта, воспринять человеку просто невозможно. Все воспринятое его сознанием есть описание, составленное подсознательно, то есть без нашего участия. По этой причине описание не с чем сравнить, чтобы увидеть, что весь окружающий мир – всего лишь мираж ума. В начале практики все есть мираж ума, поэтому нам кажется, что это не мираж, а реальность. Другого пока не дано.

Как же вырваться из этого кинотеатра? Мы обсудим это чуть позже.

Самость

Вернемся к поступку «восстановления объективной справедливости». Итак, что же «в сухом остатке» – деструктивные поведение, эмоции, мысли. Это породило дополнительное отягощение – увеличило силу притяжения подобного рода обстоятельств. Иными словами, в этом поступке ваша самость (эго) укрепилась – вы реализовали ее механизм, ее план, тем самым укрепив ее влияние на вашу жизнь. За это вы взамен получаете подачку – самость позволяет вам испытать немного низменной радости в виде ощущения «восстановленной справедливости».

Вы скажете, что нельзя рассматривать ваш поступок отдельно от контекста, что вы бы так не поступили, если бы он сам первый не поступил плохо. Да, именно так все себя и оправдывают. Но Закон Кармы не содержит возможности полемизировать – то есть в этом Законе не содержится того элемента, который бы выслушивал ваши оправдания. Этот суд не похож на то, что показывают по телевизору. В этом суде нет ни адвокатов, ни присяжных заседателей. Закон Кармы – это прецизионный механизм, который автоматически каждое мгновение с квантовой точностью вычисляет меру вашего отягощения, исходя из ваших текущих проявлений в этом мире. (Это никакого отношения не имеет к Суду Господнему. Этот рассказ о простых вещах – о причинно-следственном механизме).

Подлый поступок сослуживца по отношению к вам уже являлся отражением вашего внутреннего мира – того мира, который вы сами же и создали своими предыдущими деяниями. Я имею в виду не опоздания на работу, а другие ваши поступки, которые вы, скорее всего, не помните и не понимаете их так же, как вы не понимаете и этого поступка. В этом событии, когда сослуживец вас предал, равновесие как раз восстанавливалось, а не нарушалось. Но самость заставила вас совершать действия по восстановлению «справедливости», мерилом которой является ваше эго. Задайте себе вопрос, почему именно ваше эго есть самое справедливое? Что делает вас особенно справедливым по сравнению с другими эго?

Рано или поздно придется признать, что ваше эго ничем не божественнее всех остальных эго. Каждое эго считает себя самым справедливым. Получается, что на планете живут миллиарды самых справедливых эго. И лично вы – один из них.

Сомнения

Подлинный «борец за справедливость» начинает восстанавливать мировой баланс «добра и зла» с себя.

При внимательном наблюдении можно обнаружить, что поступок сослуживца является лишь отражением каких-то скрытых (от поверхностного внимания) внутренних травм и прочих отягощений.

Возможно, у кого-то возникнет мысль, что это еще надо доказать, что вы чем-то отягощены; может, вы и не отягощены вовсе, а поступок сослуживца – плевок в вашу чистейшую душу. Но посмотрите внимательнее на собственную жизнь – все доказательства уже находятся перед вами. Эти доказательства – наличие в вашей жизни подобных случаев. Ведь наверняка события такого рода время от времени повторяются. В разных городах, с разными людьми, в других обстоятельствах. Это с вами говорят ваши травмы и отягощения. Прислушайтесь к ним.

Что касается вашего сослуживца – не нам его судить и не нам рассматривать его грехи в микроскоп. Для него закон причинно-следственных связей также работает. Он сам будет отвечать за свои действия, но не перед вами, а перед его окружающим миром. Так что вы уже отомщены.

Ах, как бы нам порой хотелось позлорадствовать, глядя, как именно мироздание мстит за нас!

Но в практике осознанного действия нас больше будет интересовать, откуда у нас родилась эта эмоция?

Всему есть причина. У каждой нашей эмоции найдется ее источник внутри нас, когда-то привнесенный в наше естество. Все эти источники попадают в нас также не случайно. Однако практикой осознанного действия мы будем их обнаруживать, наблюдать их работу внутри нас, выяснять, как они в нас попали (вспоминанием конкретных ситуаций), видеть, как эти источники в нас укреплялись, притягивая соответствующие ситуации в нашу жизнь. Принципиальную же первопричину такого положения вещей (почему нас неизбежно травмируют с самого нашего рождения) мы также сможем для себя открыть, но не на начальных стадиях практики.Начинающим практикам 4

Возможно, среди читателей кто-то скажет, что у него нет деструктивных эмоций, о которых тут написано, что его никто не травмировал с самого детства, что в его жизни присутствуют только позитивные эмоции и радостные настроения. Да, такие случаи бывают.

Люди с подобным описанием себя делятся на две категории – гипотравмированные и гипертравмированные. Последний вариант заключается в том, что человек так сильно травмирован, что отрицает факт наличия травм. Образно говоря, его травмы больше, чем он сам. Его мир держится на уверенности, что он счастлив, успешен, востребован (велик, тонок, силен, умен, прозорлив…). Все факты биографии, указывающие на обратное, вычеркиваются его подсознанием – он видит чудесную картину себя в окружающем мире. Является ли такая картина подлинником изобразительного искусства? Увы, это подделка.

Приходилось видеть, как такая «блокирующая» травма образуется в результате обращения людей к специалистам по облегчению жизни человека. Человеку действительно становится легче жить за счет дополнительной искусственной блокировки (урезания) его сознания. Травмы человека становятся больше его самого, и через это он перестает их видеть. К такому же эффекту порой приводят и восточные практики, применяющиеся в бездуховном контексте.

Будет ли читать такой практик этот текст? Возможно. Но он не узнает себя в этом описании, поскольку подсознание не позволит ему это сделать. Что можно посоветовать этой категории? Наверное, что и всем – потихоньку практиковать самонаблюдение и с осторожностью (критически) относиться к самоощущениям. По моим наблюдениям, гипертравмированности подвергаются люди с повышенным потенциалом к духовному росту. Возможно, по этой причине шансов у них не меньше, чем у нас, людей обычных.

Однако самая безнадежная травма – это отсутствие психологических травм (т.е. гипотравмированность). Такая травма делает человека недееспособным, пассивным, лишает стимула и жажды духовного роста. Ведь у него нет страданий – только незначительные житейские неурядицы. Нет переживаний из-за разбитой любви («да, меня бросили почему-то, но так даже лучше»), нет проблем с родителями (в отсутствие травм, полученных от родителей, такому индивиду будет безразлично мнение или требования родителей, с которыми частенько приходится бороться людям травмированным), нет неприятностей на работе (поскольку зачастую нет и самой работы: «зачем работать? Я прекрасно живу на мамину пенсию, у нее большая пенсия – она у меня заслуженный учитель СССР. А когда мама помрет, в смысле, продолжит свое вечное странствие в бескрайней Вселенной, то я перееду на дачу, а квартиру сдам»).

Из-за такого образа жизни нет привычки к труду, нет привычки бороться за выживание, отстаивать свои (пусть и самостные) интересы и права, нет натиска необходимости двигаться вперед (прочь от страданий). Почему же такие люди читают этот текст? Может быть, кому-то нечем себя занять. Может быть, кому-то любопытно. Возможно, это способ тешить свою гордыню – играть в необычных утонченных людей, загадочных «мастеров древности», над которыми не властна коварная Самсара. Тем не менее, они находятся в клетке своего ума, как и все мы.

Что можно им посоветовать? Вполне вероятно, на каком-то возрастном этапе они смогут раскрыть потенциал своей структуры и активизировать все то, что сейчас сокрыто и дремлет. Наверное, есть тот уровень возрастной зрелости, в котором эти люди смогут восстать из своей удавшейся вялой жизни. Поэтому, несмотря на кажущуюся безнадежность этого типа практиков, скорее всего, мы все имеем равные возможности. Главное – найти способ не упустить свой шанс.

Практика

Стремление к практике начинается всегда со страданий. Не обязательно это страдания, поводом для которых являются социальные обстоятельства. В редких случаях человек может страдать, испытывая абстрактное угнетение (удушение) собственного духа или души.

Такое страдание сильнее, чем страдания, спровоцированные внешними ситуациями. Страдания толкают человека к практике – рано или поздно каждое существо приходит к практике.

Когда за счет практики мы лишаем самость питания нашей жизненной силой, самость начинает задыхаться и беситься. Это всегда тяжело переносится, но это серьезные перемены. Это начало борьбы за осознанность и за свободу.

1. Вообще, практика никогда не получается сразу. Если она у вас получается легко и сразу – значит, самость вас водит за нос, и вы всего лишь бессмысленная марионетка в ее «ловких и натруженных руках». Практика – это бой с самостью за вашу жизнь. А еще практика похожа на тренировку летчиков. И хотя я никогда не был летчиком, но я смотрел о них фильмы, а потому безусловно считаю себя экспертом и в летном деле тоже.

2. Сначала мы разбираем теорию, изучаем, осмысливаем самонаблюдение. Делаем это на «летных тренажерах» – то есть на тех ситуациях, которые уже произошли с нами в прошлом. Пытаемся вспомнить, чем мы руководствовались, какие эмоции испытывали, что делали и почему. Хорошо бы еще проследить последствия этих действий – на самом деле, последствия никогда нас не радуют. Но из-за невнимательности к нашей жизни эти последствия мы воспринимаем как независимые новые ситуации. На начальных этапах практики проследить последствия трудно, мы пока не умеем наблюдать за тем, какую реакцию мира порождают те или иные наши действия.

Конечно, практика перепросмотра всех событий жизни неизбежна, если мы говорим о высоких целях реализации человеческого существа. За счет поступательного вспоминания всей жизни мы можем дойти своим пониманием и осознать причины наших страданий.

3. Потом мы, летчики, выходим в тренировочный полет – то есть на работу (например). Попадая в привычную обстановку, мы забываем о том, что мы уже без пяти минут летчики. Мы включаем автопилот и как обычно наслаждаемся – на нас выливают ведро грязи, а мы в ответ бочку дерьма. Рабочий день прошел.Начинающим практикам 5

Вернулись мы домой и вспомнили, что хотели попробовать порулить! Мы уже тысячи раз проводили рабочий день на автопилоте (а выходные проводили между постелью и холодильником с полуфабрикатами). И мы знаем, что этому нет конца. Мы же хотели попробовать поступить хоть как-то иначе! А тут попали в привычную обстановку, рабочий процесс нас захватил в накатанные рельсы – ничего не осталось.

Нос не вешаем – через этот период проходят все начинающие практики. В этом есть очень хорошая новость – вы не уникальны. Ведь в противном случае – см. п.1.

Итак, мы не вешаем нос, а переходим к предыдущему пункту меню (п.2) и начинаем вспоминать, кому и что мы сказали, на кого обиделись, на кого разозлились, кому кнопок в чай подсыпали и т.д.

Привычка перепросматривать события дня очень важна. Но делать это желательно не тогда, когда вы еще не «остыли» от дневных баталий. Лучше это делать на эмоционально благоприятном фоне, улыбаясь внутри себя минувшим событиям. И если во время такого вспоминания вас опять захлестнут эмоции, то это означает, что боевая ситуация для самонаблюдения происходит с вами прямо сейчас (ниже будет написано, как технически мы должны реагировать на бурю эмоций).

Помните, что практикой человек овладевает по капельке каждый день. И длится это всю жизнь. Характер практики с десятилетиями будет меняться. Практика самонаблюдения будет расширяться. Когда-нибудь она вырвется за рамки самостных ограничений, она будет уходить в недосягаемые глубины и высоты. Вы сможете уходить вдаль по нитям внимания и касаться сознанием совершенно неописуемых вещей, но одно останется неизменным – это принцип «по капельке каждый день».

Более того, если на каком-то немыслимом (для сегодняшнего сознания) этапе вы вдруг обнаружите отступление от этого принципа, то сразу возвращайтесь в п.1. Нередко бывает, что практик говорит себе: «ну, я уже такой великий практик, что п.1 уже не для меня!». Это глубокое заблуждение. Выбраться из этого заблуждения непросто. Человек бывает опьянен своими возможностями. На определенном этапе мироздание предлагает ему много чудесных способностей. Увы, такое предложение – это все тот же причинно-следственный механизм. И если мир такое вам предложит, то не забывайте себя спросить: «почему»? И если ответ будет такой: «потому, что я лучезарнейший!», смело переходите к п.1 …если хватит на это сил...

Только труд может сделать из нас действительно человеков. А труд – это не великие победы. Это то, что происходит ежедневно и незаметно, по капельке каждый день. Пусть продвижение поначалу бывает медленным. Но это только кажется. Ведь привычка к ежедневному труду над собой – это само по себе огромное достижение. Я бы сказал, что это самое важное, определяющее и ключевое достижение.

4. Так однажды, находясь на работе, мы неминуемо вспомним, что мы хотели порулить сами! А это означает поддерживать состояние самоанализа внутренних процессов в то время, когда эти процессы происходят. То есть не постфактум. При этом мы пользуемся наработками, которые применяли дома – ведь дома при вспоминании мы тоже попадали в эмоциональные бури. В присутствии других людей все будет немного иначе, но мы должны постараться управлять своим вниманием сами, а не автоматически. Для этого мы начинаем наблюдать за нашим внутреннем пространством – не уходим с головой в общение с коллегами, а на 60-80% остаемся внутри. Но вот нас вызвал начальник на ковер… и о нашем самонаблюдении мы уже вспомнили только дома.

Так происходит со всеми. Будут дни и даже недели, когда вы вообще не будете вспоминать о практике, но если однажды вы это начали делать, то это означает, что вы будете возвращаться к ней снова и снова. Вы уже созрели до уровня неизбежности практики, до понимания необходимости изменить текущее положение вещей вашей жизни.

Маленькое отступление.

Довольно часто приходится слышать высказывания такого рода:

а) «Ни с чем бороться не нужно, мы и так все уже просветленные».

Если мы и так уже все просветленные – вообще отлично должно быть этому человеку. Эта статья тогда не должна быть им читаема. Зачем Ему? Однако по моим наблюдениям такие люди все-таки читают подобные тексты, и нередко они пытаются опровергнуть какие-то высказывания, чтобы доказать, что автор статьи не такой уж просветленный по сравнению с ними. Но зачем и кому они это доказывают? Каждый, кто понимает причины своих поступков, рано или поздно начинает понимать и подлинные причины поступков других людей. Мы не такие уж разные. Поэтому, если практика была хорошей, такое понимание сопровождается не осуждением, а пониманием и сочувствием. В конечном итоге, никто из нас не лучше другого. За это откровение стоит бороться.

б) «Ни с чем бороться не нужно, достаточно лишь верить в бога, и все дано будет». К сожалению, чаще всего эти слова принадлежат людям, у которых бог – это часть подсознательного описания, то есть бог – кукольный персонаж театра их самости. Вера в Бога в этом случае – это лишь декорация, сооруженная подсознанием для одурманивания неразвитого сознания. Получается, что религия – опиум для народа? Главное – курите ее осмысленно, а не на «автопилоте».

Безусловно, Вера в Бога – великая вещь, ибо все нити мироздания уходят к Нему, но понять Его нашим сознанием невозможно, ведь Он не является субъектом созданного Им мира. Что же нам остается? Наверное, все те же Любовь и Вера. Наверное, только это мы можем проявлять по отношению к Нему. Но чтобы это проявлять, нам надо покинуть театр теней, а не пытаться искать Бога среди них.

в) «Ни с чем бороться не нужно, борьба – это насилие». Это вообще пустое словоблудие. Можно привести сотни примеров, когда святые люди самых разных религий боролись с чем-либо в своей жизни. В ряду борцов стоят и родоначальники основных мировых религий: Христос, Будда, Мухаммед. Примеры их борьбы (преодоления) каждый может найти в соответствующей духовной литературе их жизнеописания. Подобными высказываниями люди ставят себя выше указанных личностей. С чего бы?

Только самость и гордыня человека ставит его мнение выше всего на свете. А мы как раз ведем речь о том, как нам освободиться от такого пьедестала.

г) «Ни с чем бороться не нужно, нужно принимать все как есть». Безусловно. Наш текст как раз об этом. Однако чтобы научиться принимать все как есть, необходимо пройти дорогу самоочищения. В противном случае мы будем принимать все не как есть, а как укажет нам цензор – наша самость.

д) «Надо работать здесь, на Земле, а не стремиться улететь в какой-то непонятный космос». Такой аргумент тоже приходилось слышать. И это совершенно верно. Однако в этом тексте речь идет о внутренних переживаниях и внутренней практике излечения. Очищенное сознание открывается для восприятия удивительных граней обычной реальности – это не уход в «космос». Наоборот, это возвращение из подвалов и подземелий на поверхность нашего мира. Радужного, цветного, радостного, волшебного мира.

Итак, вернемся к теме основного повествования. Если на работе мы потеряли из виду план наблюдать за собой, то знайте – это обычное дело. А все, что обычно – это хорошо. На то и существует разбор полетов, чтобы разбирать поминутно все то, что мы наблюли в себе за день, что упустили из наблюдения, на каком этапе наше внимание вообще покинуло наше внутреннее пространство и больше туда не вернулось.

5. Со временем мы научимся не терять самонаблюдение, даже когда нас будут пытаться ввергнуть в эмоционально нестабильные состояния. Чем больше мы будем стараться практиковать, тем все сильнее будет и натиск обстоятельств. Такие испытания тоже часть механики мироздания. С нашей человеческой точки зрения мир как бы проверяет, испытывает нашу решимость и верность нашей практике. Порой мир говорит нам: «откажись от практики и получишь повышение по службе, заключишь долгожданную сделку, найдешь богатого мужа или красивую и умную жену» и т.д. Часто одновременно с этим мир показывает и альтернативный вариант развития событий: «продолжишь неповиноваться самости – лишишься работы, твоя фирма разорится, муж бросит тебя, к вам навсегда переедет теща».

Мир такой злой? Разумеется, нет. Это всего лишь механизм. Тут нет никакого специального вселенского зла. Мы очень долго создавали вокруг себя это окружение, в котором находимся. Я имею в виду все окружение – друзья, род деятельности, должность на работе, семейное положение, отношения с родителями. Мы всю жизнь это создавали. Кто-то подумает: «но я не создавал себе такое окружение! Оно само прилипло! Так просто сложилось!». Конечно, «оно само» - это и есть наши неосознанные поступки и действия. Мы не осознавали это, но делали – создавали свою «ячейку» в пирамиде Самсары.

Когда мы начинаем практиковать, мы тем самым совершаем попытки выпрыгнуть из этой ячейки. Отсюда и сопротивление нашей практике. Можно сказать, что это Самсара сопротивляется, а можно сказать, что это мир предоставляет нам шанс скорейшей отработки нашей кармы (греховности). Ведь мы же именно для этого «назвались груздем»? Вот мир и идет нам навстречу – дает больше шансов и для самоотречения, и для самоистязания. Все только для нас! По-моему, это замечательно.

Не переживайте, если вы сломаетесь и уступите обстоятельствам. Второй заход всегда возможен. Так бывает, что человек сгибается под натиском «предложений» (кнут/морковка). Этот опыт хорош тем, что можно воочию убедиться, как работает механизм продажи нашей души (жизни) за мимолетный успех в театре миражей.Начинающим практикам 6

Каким образом уменьшается наша карма? Карма всегда уменьшается страданиями. Но когда страдания сопровождаются выплеском негативных эмоций и действий, то карма пополняется. Наблюдая за собой, мы ослабляем наши эмоциональные выплески, а значит, и их последствия. Так мы уменьшаем ношу греха – страдаем, но не порождаем негатив. Мы понимаем, зачем так делаем. Этот аспект прекрасно описывается словом Смирение.

В то же время практика самонаблюдения не имеет отношения к насильственному удержанию поноса внутри себя. Мы позволяем ему произойти. Но при этом мы не говорим, что это не наш понос или что не мы виноваты в этом поносе. Мы говорим себе – да… вот такое получилось... и как много ведь как! Со временем наши извержения станут не такими напористыми и ураганными. Они будут слабеть просто от нашего внимания к ним. Ведь оружие самости – ее невидимость. Она крепчает (а мы слабеем), когда она действует от нашего имени, когда она становится нашим «я». Но она слабеет, лишается питающей жизненной силы, когда мы разворачиваемся к ней лицом и наблюдаем ее поведение внутри нас. Так мы пытаемся отделить наше «я» от нее. Мы отделяем наблюдателя в себе от того, кто притворяется нами.

Мы больше не слепые марионетки, мы зрячие марионетки с глазами, повернутыми внутрь. Жутковатый образ. И что мы видим внутри? Что мы – марионетки. Такое наблюдение истощает самость. Своим вниманием мы останавливаем поток жизни, который уходит на ее пропитание. Как это происходит? Это фундаментальное магическое свойство внимания. Это просто происходит – мы наблюдаем процесс питания нашей самости и этим замедляем отток нашей жизненной силы к ней. Поток питания для самости будет неминуемо слабеть.

6. Так однажды мы обретем такую силу, что сможем просто улыбнуться тому несчастному, который не смог сдержаться и выплеснул на нас все накопившееся у него за день. Ведь мы будем понимать и видеть (осязать непосредственно), что это он сделал не потому, что у него был выбор, а потому, что он – несчастная марионетка в руках его самости. И нет у него никакого выбора, поскольку нет понимания причин своих собственных страданий – в них он обвиняет все, что создал вокруг себя сам.

Теперь мы с благодарностью и улыбкой примем от него очищающую процедуру. И это будет очень хорошо, хотя и неприятно. Но карма не только не будет образовываться, но и начнет легчать! И это мы будем чувствовать!

Ай, красота!

7. Однажды придет освобождение от самости. С годами самость будет становиться слабее, все меньше будет оставаться ситуаций, когда она сможет дернуть нас за свои ветхие нити. Наступит день, когда мы улетим далеко-далеко от тех мест, к которым она нас приковывала. Мы обнаружим, что океан не только велик, но и невероятно многообразен, наполнен жизнью и чудесами. А все, что мы раньше считали своим «я» - это лишь малюсенькая точечка на карте нашего другого древнего глубинного «я», которое всегда было внутри нас, вернее, являлось собственно нами. И все-таки, что есть «я», на этом этапе пока останется нерешенной загадкой.

8. Мумия возвращается. Потом окажется, что самость тоже не так уж тривиальна, что кроме той примитивной самости есть еще мета-самость, которая будет нас поджидать на других горизонтах сознания. Но это уже совсем другая история. Эта статья адресована начинающим практикам. А начало практики заканчивается на п.7.

Просветление без труда? Хочу! Хочу! Хочу!

Эта тема обычно навевает грустные настроения на читателя.

Существует сравнительно легкий способ освободиться от диктата самости.

В результате специфических внешних воздействий сознание человека может смещаться относительно основного положения восприятия. Это происходит в результате воздействия сильного человека с устойчиво смещенным положением сознания, в результате некоторых энергетических техник, во время болезней (например, при гриппе) или при употреблении наркотиков. Однажды сознание может выпрыгнуть с «насиженного» места и «переехать» (сместиться) в другую область внутри существа (речь идет не о далеких смещениях, а о состояниях повышенного осознания – это близкое смещение).

В случае раскачки за счет наркотиков, такой «переезд» возможен после прекращения принятия наркотиков, когда в организме накапливаются силы и увеличивается количество сознания, а предварительно расшатанные границы «насиженной» лунки уже не так прочны. Тогда сознание выходит за пределы лунки и закрепляется в другой области. Но это скорее редчайшее исключение, чем методика, поскольку при употреблении даже легких наркотиков обычно реализуется совсем иной сценарий.

При «переезде» сознания на новое место меняется мировосприятие, самоощущения, человек больше не наблюдает в себе прежних автоматических реакций, в его сознании устанавливается тишина и радость, становится возможным видеть то, что раньше было скрыто. По всем признакам налицо клиническая картина просветленного состояния. Но есть и коренные различия, о которых мало где написано.

А именно, куда же делись все прежние отягощения? Выходит, что Закон Кармы можно вот так просто обмануть?

Разумеется, обмануть мы способны только себя, чем и занимаемся с удовольствием. В христианской литературе подобное состояние практикующего человека обозначено словом «прельщение». И вот почему.

Прежние отягощения (которые были в человеке до «просветления») никуда не испарились. Сознание человека покинуло место, где эти отягощения расположены (то положение сознания, в котором были восприняты травмы). Поэтому отягощения вошли в спящий режим. Но человек по-прежнему носит их внутри себя и по-прежнему свобода сознания ограничена этими загрязнениями. Стоит только сознанию краешком зацепить прежнее положение, как тут же оживут все эти нечистоты и заполнят человека изнутри. А в жизни каждого неизбежен момент, когда это наступит. Его можно оттягивать до самой смерти, но его нельзя избежать.

Чем опасно прельщение?

Такой практик более не встречает в окружающем мире указаний на внутренние загрязнения (поскольку они не проявляются, они спят), но это скорее беда, чем удача. Свобода сознания ограничена, в то время как человек доволен собой. Он обольщен состоянием свободы от самости, которое на самом деле основывается на неверном ощущении своего «я», и как следствие, неверной информированности о степени загрязненности. Когда-нибудь окажется, что наше «я» определяется не только тем, где наше сознание находится сейчас, но и совокупностью всех возможных положений сознания, которые мы способны принимать в принципе.

Я хорошо знаком с этим ложным механизмом освобождения от нечистот на собственном опыте. Он был связан с практикой осознанного сновидения, с которой я начинал когда-то, и которая привела к устойчивому смещению «дневного» сознания в другую область. Но догадавшись через несколько лет о ложности этого пути, я вернулся в авгиевы конюшни своего начального положения сознания и начал практику почти с нуля. Мне потребовалось десять лет труда, чтобы разобраться в этом вопросе – загрязнения никуда не исчезают волшебным образом.

Накопление положительной кармы (которое происходит в «просветленных» состояниях такого рода) не вызывает уменьшение отрицательной кармы. В данном случае плюс и минус не аннигилируют, поскольку относятся к разным положениям сознания в объеме человеческого существа. Если рассматривать эту проблему чуть шире, то можно сказать, что добрые дела в отрыве от Воли Бога не ведут к высшей реализации человека. А слияние с Волей Бога происходит лишь в результате работы по исчерпанию своих загрязнений (а не бегству от них в другую область восприятия). К чему именно приводит накопление положительной кармы, каждый узнает сам в результате собственной практики по исчерпыванию отрицательной кармы – только через этот процесс приоткрывается завеса тайны кармических механизмов.

Мне бы очень хотелось, чтобы весь род людской очистился и просветлел. Но пока каждый человек не сделает свой выбор, этого не произойдет.

Как же строить практику?

Следует придерживаться срединного пути в этом вопросе – стараться блюсти баланс между внешним «раскачивающим» воздействием на ваше сознание и собственными усилиями по внутреннему очищению текущего «я». Встречи с сильными и свободными людьми полезны, однако не стоит забывать про собственную практику. Нельзя заменять собственный труд на эйфорию от взаимодействия с более свободными людьми.

Достаточно часто восприимчивые люди чувствуют окрыленность и даже эйфорию от такого взаимодействия. Люди, свободные от кармы, воздействуют на наше сознание прямо, а не по каналам нашего обычного восприятия (где цензурой будет отрезано все то, что может навредить цензору). И если по какой-то причине наш предыдущий жизненный опыт сделал нас восприимчивым к такому взаимодействию, то наше сознание начинает стремиться двигаться в ту же сторону, в которой находится сознание у этих людей.

Наши сознания имеют одну природу (более того, сознания отдельных людей – это капельки некогда единого моря сознания). По этой причине положения сознания разных людей стараются скоррелироваться. Так в общении со свободными людьми мы начинаем чувствовать окрыленность и счастье (но порой и наоборот, нас может «плющить», а окрыленность возникает позже). Из-за такого эффекта появляется желание расслабиться и ничего не делать. Взаимодействие со свободным человеком дает нам глоток воздуха в мире Самсары, и поэтому нам начинает казаться, что и так все неплохо.

Однако если мы на фоне этого взаимодействия будем стараться практиковать самостоятельно, мы тем самым оптимизируем нашу практику и получим максимальный КПД от нашей жизни. Иными словами, следует использовать дарованную нам окрыленность не для наслаждения эйфорическим кайфом, а инвестировать приобретенное состояние в процессы осмысленного внутреннего очищения нашего существа.

Баланс этих двух подходов (собственная практика и смещающее взаимодействие) позволяет избежать недостатков каждого из них. Именно поэтому в самых эффективных духовных течениях и религиях мира применяется такое сочетание.

Техники самонаблюдения

Есть конкретные технические приемы, которые помогают окрепнуть практике самонаблюдения.

1. В начале практики внимание еще поверхностно, поэтому слова «наблюдаем внутреннее пространство» могут вообще ничего не означать. В этом случае можно наблюдать, из какой точки тела разворачивается та или иная эмоция. Например, нас охватывает раздражение, гнев, зависть, алчность, ревность, похоть, страх и т.д. Поначалу кажется, что эмоция мгновенно захватывает нас – и вот уже от нее не избавиться. Мы поглощены ею.Начинающим практикам 7

Но если мы будем снова и снова пытаться поймать вниманием момент, когда эта эмоция возникает (как реакция на внешний стимул), то мы обнаружим, что она затопляет нас не мгновенно, а как бы волной. Следующим шагом мы обнаружим, что эта волна пробегает (например) снизу вверх или слева направо.

При более пристальном наблюдении мы сможем локализовать центр возникновения каждой эмоции (именно найти область на теле).

Затем при наблюдении этой волны все более пристальным вниманием мы обнаружим, что она слабеет от такого рассматривания – и вот уже она не затопляет нас с потрохами, а пробегает по всему нашему «телу» и затухает. Или пробегает только половину дистанции и затухает. Можно дойти до такого уровня концентрации внимания, что, заранее сфокусировавшись на точке возникновения волны, не позволить эмоции даже зародиться. Это можно проделать, если вы заранее знаете свою реакцию на своего начальника (как было у меня) и знаете, после какой его фразы вас затопит раздражение (злость, похоть, обида, алчность…).

Это не имеет отношения к подавлению эмоций и не имеет отношения к внушению себе, что такие эмоции испытывать грешно. Мы не пытаемся отвернуться или отрицать эти эмоции. Как раз наоборот – мы поворачиваем к ним все наше внимание. Пусть реализовываются, если смогут.

Это хорошая тренировка внимания, но сама по себе эта техника – ни к чему не приводит.

2. Остановка внутреннего диалога при ходьбе – «рассматривание» звуков, слежение за стопами или за движением колен. Это можно делать, пока идете на работу.

3. Медитации на серединах ладоней. Минут 10-20-30 в день. Можно делать, пока едете на работу в общественном транспорте. Смотреть на ладони не обязательно, но можно и смотреть. Медитация на середине груди – тоже 10-20-30 минут в день (по ощущениям).

4. Попытки увидеть ладони во сне. Это имеет прямое отношение к процедуре остановки внутреннего диалога. А внутренний диалог имеет прямое отношение к подсознательному механизму создания театра миражей. Перед тем, как любая эмоция зародится в нас, происходит мгновенный процесс отождествления текущей ситуации с «банком» аналогичных ситуаций в прошлом. И если соответствующая ячейка этого «банка» содержит гнев – мы тут же его являем. У разных людей в похожих ситуациях могут проявляться разные эмоции (тем самым распределяя ситуации по разным сценариям) – злость, обида, зависть, радость, недоумение. Все зависит от того, что находится в соответствующей ячейке «банка» ситуаций. Вы скажете: «Так не бывает! Любому не понравится, если коллеге-сослуживцу повысят зарплату, а его самого оставят без повышения!» Это только так кажется. Есть люди, которым это будет безразлично; есть те, кто искренне порадуются за товарища; есть те, кто обидятся на начальника; есть те, кто будут мстить сослуживцу; есть те, кто обвинит во всем Бога. Это не теория и не умозрительный эксперимент – я лично знаю этих людей, у которых были столь разные реакции на именно этот внешний раздражитель (повышение зарплаты коллеге).

Каждое обращение к любой ячейке «банка» укрепляет связь окружающей реальности с этой ячейкой и придает ей больший вес (она может расширять спектр внешних ситуаций, на которые она будет активизироваться). Это все часть процесса подсознательного описания мира. Прерывание внутреннего диалога затормаживает механизм сверки ситуаций с «банком» эмоций. Становится возможным отследить вниманием работу этого механизма и со временем понять, какие ситуации нашей жизни пополнили (и даже создали) те или иные ячейки нашего «банка». Фактически мы программируем себя поддержанием и укреплением этого «банка» эмоций.

Надо не только предпринимать усилия по опустошению ячеек, но надо затормозить саму среду, в которой становится возможным автоматическое исполнение этой программы. Остановка внутреннего диалога – хорошее подспорье в этом вопросе.

5. Попробуйте провести дома половину дня (для начала) с завязанными глазами. Не спать, а поесть, почистить зубы, зашить дырявый носок – вам понравится.

6. Выписывайте на бумаге все ваши тайные мысли – то, что вы кому-то позавидовали, что вы приревновали, что обиделись, разозлились и т.д. Очень часто люди не могут себе признаться в своих эмоциях (в этом месте многие подумают, что это точно не про них).

Часто люди даже раздражаются, если им указать на ту эмоцию, которую они испытывают прямо сейчас. Выписывание своих эмоций на бумагу поставит вас перед нелицеприятным фактом того, что вы испытываете. Читая такое о себе, мы задействуем канал восприятия внешних процессов (зрительный канал) для описания внутренних переживаний – такая техника имеет особое воздействие на нашу психику.

Это заход на самость с тыла, ведь она не привыкла к такому внутреннему распорядку. Обычно все внешнее мы воспринимаем по внешним каналам, а внутреннее самоописание не покидает пределы черепной коробки. Самость привыкла, что по внутренней петле обработки информации ей нужно составлять подсознательное описание в ключе самооправдания поступков (эмоций и т.д.). В то время как вся информация, приходящая по внешним каналам, окрашивается самостью в тона осуждения поступков.

В процедуре выписывания своих эмоций на бумагу мы по каналам осуждения пускаем информационный поток, который всегда шел по каналам самооправдания – мы обманываем самость. Но для нашей психики такое откровение может составить заметную, и даже шокирующую нагрузку. Возможны реакции «отключения» психики. Например, быстрый уход в сон, апатия, приливы бодрости и т.д. Тут кто во что горазд, лишь бы не продолжать упражнение.

Аналогично работает и проговаривание каких-то внутренних переживаний (например, чтение вслух того, что вы написали о своих эмоциях в недавней ситуации). Значение имеет именно проговаривание вслух, когда задействуются участки мозга, отвечающие за внешнее звуковое восприятие.

7. Не стоит играть в компьютерные игры. Да, это очень жестко, но необходимо.

8. Совершайте несвойственные вашей самости действия - «тихони» скандальте, «скандалисты» молчите и виновато улыбайтесь, делайте добро в ответ на зло и пр. глупости. Тут дело не в философии. Наша тактика – сбить с толку нашу самость, дезориентировать ее.

9. Если вас захватила эмоция, смоделируйте внутреннее ощущение, как бы вы себя чувствовали без этой эмоции? Как бы вы ощущали себя? Что бы вы сейчас делали? Какое у вас было бы настроение?

10. Практика прощения наших обидчиков (настоящих и прошлых). Это, например, процедура дарения воображаемых цветов нашим обидчикам. Или дарение радужных шаров в нашем воображении. Важно представлять лицо обидчика. Можно протянуть к нему наши дружеские руки и погладить по голове. Можно написать на бумаге 40 раз: «Саша, я тебя прощаю за то, что ты, сволочь последняя, меня бросил». Потом прочитать вслух. Потом еще написать 40 раз, но «сволочь» можно уже опустить. Потом можно добавить «хороший человек». Ведь дело не в том, кто такой Саша. Дело в том, кто такой лично вы. А вы – страдающий индивид.

Если есть страдания, то есть и их отсутствие. А значит есть путь от страданий к их отсутствию. Вы – тот, кто должен пройти этот путь. Причем тут какой-то Саша? Если бы не он, то был бы Сережа, Коля, Галя. Ведь дело не в этих людях – они лишь миражи вашего театра. Актеры не виноваты, что им достались такие роли. Если уберете этих, то пришлют других. Ведь самости важно, чтобы театр жил.

Настала пора решать вопрос кардинально – надо уволить сценариста этой затянувшейся пьесы.

11. Практика внутренней улыбки в жизненных ситуациях – улыбаемся ситуациям, улыбаемся людям. Вернее, стараемся это делать, по возможности, конечно.

12. Контролируем привычки – не засоряем речь словами-паразитами, не производим машинальных жестов.

13. Многословию – бой! Помним, что вместе со словами нас покидает внимание, а внимание – это наш инструмент самонаблюдения. Когда мы говорим, мы направляем наше внимание вслед словам. Не стоит увлекаться этим.

14. Полезно приучать себя делать дела без привязки к результатам. Ориентация на результат ценится в социуме. Ориентация на процесс ценится в практике. Пусть результатом практики для вас станет процесс ее выполнения. Погоня за результатами в практике – это всегда погоня за миражами ума.Начинающим практикам 8

15. Полезно приучать себя не быть потребителем тех благ, которые вам предоставляет социум в обмен на ваш труд. Так постепенно ваши эмоции и желания перестанут быть связаны с объектами вещественного мира. Эмоциональная привязанность к материальным вещам и результатам своего труда отдаляет нас от практики. Работу и разные дела следует выполнять так, как будто вы делаете это для других, а не для того, чтобы самому насладиться плодами своих усилий. Такое отношение к труду приведет к тому, что любая деятельность превратится в практику. Не следует в качестве результата труда ожидать того, что вас оценят, ждать похвалы, работать с целью получения материальных благ. Это не означает, что не надо работать. Это означает, что любое действие можно превратить в практику по разотождествлению себя и результатов этого действия. Это важная практика, но уровень этой практики уже не совсем начальный – для ее выполнения необходима определенная зрелость. В противном случае вам не будет понятно, как ее выполнять и зачем она нужна.

16. На начальных этапах я также могу рекомендовать и различного рода психотерапию или элементы таковой. Необязательно обращаться за помощью к специалисту, хотя и это тоже неплохо работает. Главное – это цель. Если ваша цель – облегчить себе жизнь, то вы сможете лишь на время достигнуть этой цели. Возвращение Кармы можно отсрочить, но отменить невозможно.

Если же ваша цель – реализация вашей жизни в высшем смысле, то через какое-то время вы устойчиво облегчите себе жизнь в том понимании, которое у вас есть сейчас. Весь трюк в том, что понимание жизни также изменится, поэтому облегчение в одном обернется трудами практики на других полях – тех, что сейчас скрываются за горизонтами вашего восприятия. Однако эти труды будут уже гораздо радостнее и светлее.

Самсара

Кому-то может показаться, что мы не все одинаково греховны, и тот, кто менее греховен, тот может оценивать поступки других и восстанавливать справедливость. Именно так работает Самсара (мир страстей). Ведь каждая самость себя считает менее греховной, а «значит, кому, как не мне быть мерилом поступков других людей» - такая установка вшита в нашу самость. Конечно, далеко не каждый себе формулирует это в виде слов, но гораздо важнее то, что каждый действует исходя из этого.

С осознания своей греховности, своей личной кармы, начинается духовное очищение. Когда это происходит, мы уже в меньшей степени склонны к осуждению нашего окружения и больше склонны к наблюдению за своими собственными реакциями в различных ситуациях. Мы начинаем наблюдать, откуда берутся эти реакции (эмоции, слова, действия)? Они появляются еще до того, как мы успеваем сообразить, правильно ли явить эту реакцию миру – мы просто являем ее и все. Лишь задним числом понимаем, что поступили скверно и, в первую очередь, навредили себе. А окружающая реальность с избытком предоставляет нам различные жизненные ситуации – и все для того, чтобы мы могли практически с любой микроскопической точностью созерцать проявления наших грехов и душевных отягощений в поступках, в желаниях, в эмоциях, в помыслах, в словах.

Далее идут три факультативные беседы о разном.

Травмы

Каждая болевая эмоция, каждая неприятность, каждый дискомфорт – это указание на отделенность нас от Бога. В каждом таком случае содержится информация о том, какой именно аспект нашей отдельности от Него мы в состоянии разрешить уже сегодня. Если приложить к нашей жизни пристальное самонаблюдение, то каждый случай можно использовать как маленькую ступеньку, ведущую к Нему.

Все случаи нашей жизни можно разделить на категории, каждая из которых сформирована каким-то одним нарушением в нас. Например, нас все время на работе заставляют делать чужую работу. Мы уже поменяли три-четыре места работы, и все время одна и та же история: проходит 2-3-4 месяца, и на нас наваливают то, что должны делать другие. Нам даже кажется, что всегда все стараются перевалить друг на друга свою работу. Но это не так. На самом деле, нередки обратные случаи (в это трудно поверить), просто они происходят не с нами.

Или в личной жизни – наш партнер постоянно «вытирает ноги» о нас. И это тоже повторяющаяся история. То же происходит и в кругу друзей – если на вечеринке неожиданно кончилось спиртное, то за «догонкой» пошлют именно нас. Очевидно, что это все можно отнести к одной категории, ведь дело не в окружающих людях, а в том нарушении, которое присутствует в нас. Этим нарушением мы провоцируем их (добрых и честных) на такое проявление по отношению к нам.

Устраняя нарушения шаг за шагом, мы придем к первозданному своему облику. Сначала нарушения будут представать в виде проблем личного характера – это уровень начала практики. Потом нарушения будут все тоньше и прозрачнее, они станут менее заметны, не будут приносить дискомфорт, а порой будут даже манящими и приятными. Однако каковы бы ни были нарушения, они все равно будут отделять нас от первозданного состояния нашего сознания.

Анализируя и подразделяя все случаи жизни, можно заметить, что подобных категорий нарушений у нас не бесконечное множество, а всего несколько. И все множество неприятностей нашей жизни сформировано комбинациями этих нескольких видов нарушений. Остается лишь найти причины в себе, породившие каждое из них.

Так просто? Нет, это начало, которое совсем не «так просто». Эти первые шаги всегда даются с большим трудом. Часто посещает апатия и сомнения: «да, зачем все это нужно», «я стараюсь, стараюсь вот уже почти неделю, а все еще не стал святым угодником». Этот период «первичного очищения» занимает несколько лет, бывает и больше десятка лет – мы трудимся, потом отступаем, потом опять беремся за борьбу с самостью, но разочаровываемся, а потом все-таки понимаем, что другого пути вообще нет, и снова беремся за дело...

Однако после того, как будет проделана эта работа, дальнейшие шаги будут уже более радостными. После первичного очищения мы сможем воспринимать помощь Духа и опираться на Него, а с Его помощью все становится стремительнее и гармоничнее. Одновременно с этим будет расширяться качественный характер практики – мы начнем фокусировать внимание на вещах, ранее нам недоступных. В этом поле восприятия новых вещей мы сможем делать лишь мелкие шажки – каждый день по одной капельке, вытачивая свою осознанность на этом новом уровне восприятия.

Возможно, выметать остатки внутреннего мусора придется до конца своих дней. Но это уже не будет происходить в состоянии полной слепоты и захваченности страстями. Эта ювелирная работа будет нами проделываться уже в ощутимом присутствии Духа (неописуемом присутствии некоторого изначального довселенского сознания) – в Его свете будут проявляться все мельчайшие соринки «в своем глазу». После изъятия каждой очередной из них мы будем становиться все свободнее и радостнее.Начинающим практикам 9

Теория относительности истинного «я»

Что же такое непроизвольные реакции? Это те наши реакции, которые не подчиняются нашей воле, а происходят в нас сами по себе – мы завидуем, злимся, боимся, испытываем чувство вины и т.д. не по нашему осознанному выбору. Часто мы даже не задумываемся о том, что мы не выбирали испытывать эти ощущения. Мы просто испытываем их и все тут.

Если мы прочитали где-нибудь в эзотерической литературе, что ревность и чувство собственности по отношению к другому человеку – это не хорошо, то мы можем обнаружить, что само по себе такое прочтение не меняет наш мир – мы по-прежнему будем испытывать чувство ревности. Согласиться с чем-то на формальном умственном уровне и освободиться от источника этих эмоций – вещи разные. Настоящая практика начинающего духовного искателя – это освобождение себя от источников непроизвольных реакций.

Те из нас, кто с головой погружен в мир страстей, постоянно сталкиваются со всевозможными неудобствами и неудовлетворенностями. Однако и те, кто посвятил свою жизнь Добродетели, постоянно сталкиваются с соблазнами и трудностями. Эти трудности различны по своей тонкости для разного уровня практикующего, но главное – они всегда указывают нам на недоработки, которые содержатся в нас.

Если для начинающего практика соблазном является получение взятки на его работе от поставщиков, то для продвинутого практика в этом нет никакого соблазна (а потому и взяток ему уже никто не предлагает), но соблазном для него может стать способность понимать, т.е. тяга к глубокому пониманию процессов мироздания. Наверняка найдется кто-нибудь, кто скажет: «но ведь глубоко понимать – это же так трудно и это же есть суть духовного роста!» Да, для кого-то это суть, а для кого-то – ловушка, соблазн свернуть в сторону от конечной реализации человека.

Посмотрите, ведь есть люди, для которых и получение взятки является предметом духовного роста, и они всеми силами стремятся занять такую должность (на которой можно получать взятки), чтобы больше не промышлять разбоем и квартирными кражами. Их духовное восхождение уже привело к пониманию того, что разбой – это грех, а взятки – это благо, поскольку они избавляют от необходимости разбоя и можно будет мирным путем обеспечить семью.

В Самсаре все относительно, а твердой точкой отсчета является лишь Бог. Мы все одинаково субъективны.

Кто-то скажет: «Странные примеры, ведь и так каждому понятно, что воровать – это грех, но мы же не такие».

А какие мы?

Кто мы?

Кто внутри нас определяет себя как «я»?

Мы говорим: «мне это не полезно», «он причинил мне вред», «на этих семинарах мне было очень хорошо, а вот на тех не очень».

Кто этот «я» и по каким критериям он оценивает те или иные «полезности» или «хорошести» для себя?

На этих семинарах вам было хорошо потому, что там услаждали вашу гордыню?

Или на этих семинарах вам было хорошо потому, что ваше внутреннее пространство стало чище и светлее?

Как отличить одно от другого? И какое «я» будет это отличать?

Если вы полностью контролируемы самостью, то вы сразу поймете, что там, где было вам хорошо – и есть самое лучшее место для практики. Самость никогда вам не скажет, что ее (самость) надо изживать. Сотни людей собираются на эзотерических тусовках и наслаждают самости друг друга. Им хорошо! Они получают «позитив» на природе! Они прикасаются к таинственным тайнам! Но что кроется в слове «они»? Что именно в них получает этот «позитив»? Вот в чем вопрос.

"Не суди" будешь?

На каком-то этапе аппарат осуждения нашего окружения можно постараться развернуть против нас – чтобы мы увидели себя, свои поступки в свете собственного судилищного аппарата. А аппарат самооправдания полезно развернуть на наше окружение. Это становится возможным после обретения некоторой свободы в управлении собой. Так мы обнаружим, что если поступки других людей оправдывать так, как мы оправдываем свои поступки, то они ничуть не хуже наших. Да и наши поступки ничуть не праведнее прочих. Все одинаково – Самсара.

Однако на следующем уровне практики осознанности мы понимаем, что не нам судить, какие мы сами. Так приходит понимание, что пора расставаться с аппаратами суждения и оправдания. Ведь ощущать собственный грех, т.е. карму – это не одно и то же, что осуждать себя (или других). Оказывается, что судить себя также греховно, как и другого. На этом этапе, чтобы двигаться дальше, нам придется оставить эту оценочную работу Богу.

Однако чаще всего я вижу случаи, когда эту мысль (которая много где написана) использует чья-нибудь самость в целях оправдания своих поступков. Люди, подконтрольные самости, считают примерно так: «ведь написано, что себя нельзя судить, вот я и делаю гадости сколько хочу, но только это не гадости вовсе, поскольку я не имею права себя судить; я поступаю, как могу, такова моя природа».

Но что мы понимаем под словом «себя» в изречении «не суди себя»? На начальных этапах мы под этим словом можем подразумевать только нашу самость. Поскольку пока еще она правит бал в нашем внутреннем пространстве и никакого другого «себя» мы просто не можем подразумевать. Так получается, что наша самость заставляет нас потакать ей, прикрываясь высказываниями мудрых людей.

Когда самость берет на вооружение такие высказывания, получается лишь обратный эффект – укрепление самости. Поэтому нужно быть осторожными с заучиванием и повторением высказываний, смысл которых мы как бы понимаем, но на своем жизненном опыте мы пока не открыли этот смысл. Ведь каждая такая фраза открывается каждым практикующим заново. И всегда это большой сюрприз.

И мы говорим тогда: «так вот что имелось в виду!».

***

В рамках этого текста я ни в коей мере не претендую на уникальность или на авторство техник и советов. Тем не менее, я изложил собственный опыт на тему стартовых положений практики. Каждое слово, написанное здесь, было мной прожито и осмыслено. Возможно, кому-то эта статья будет полезной в нелегкой борьбе за свою свободу – за освобождение глубинного «я» от всего наносного, преходящего и лишнего.