ЧЕТЫРЕ КОРЗИНЫ ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

В первой части «Четырех корзин», которую я назвал «Настроение», мы предавались размышлениям, зачем и кому нужна духовная практика. В этой части хочется раскрыть вопрос, как практиковать. Надеюсь, этот текст получится более предметным. Итак, ранее мы изучили уровни развития сознания в человеке. Мы определили восемь уровней. Теперь давайте поговорим о практике, которая способствует правильному воспитанию этих уровней.




Глава 1. Четыре уровня практики

Практику восхождения сознания человека к истинному видению природы вещей мы разделяем на следующие элементы:

  • реорганизация фундамента,
  • раскрытие сердца,
  • активизация главных функций верхнего уровня,
  • внутренняя улыбка.

Сознание практикующего преобразуется по мере продвижения в этих практиках.

Все начинается с реорганизации фундамента – это работа с нижним даньтянем. Развитие и укрепление его свойств.

Нижний даньтянь проявляется как три основных способности: выживать, продолжать род и заботиться (лидировать, осваивать, управлять). Вопреки встречающемуся мнению, сознание на уровне нижнего даньтяня оперирует не только примитивными категориями и грубыми энергиями. Многие высокие благодетели, такие как нравственность, утонченный вкус, стремление к знаниям, восприятие прекрасного также проявляются в сознании, которое расположено на уровне нижнего даньтяня.

Этот парадокс связан с тем, что нижний даньтянь связан с верхним даньтянем многими небольшими каналами. Они организуют связь между нижним и верхним даньтянями.

В верхнем даньтяне существуют три основные функции (способность передавать дхарму, способность видеть суть вещей, способность объединить внутреннее и внешнее) и много неосновных. Основные могут активизироваться только через центральный канал, который проходит через Сердце. Об этом мы еще поговорим.

А неосновные могут активизироваться напрямую из различных зон нижнего даньтяня по относительно тонким каналам. Поэтому сознание, находящееся внизу, может пользоваться некоторыми функциями верхнего даньтяня. Например, воспринимать и создавать поэзию, живопись, музыку, науку. Иметь вкус к одежде, архитектуре, пище и т.д. Испытывать интерес к религии, науке, воинским практикам и даже к оккультным знаниям. Всего этого нет в нижнем даньтяне, но за счет вторичных каналов может проявляться в человеке.

Сердце – это не только доброта и душевность. В Сердечном сознании открывается много неожиданных вещей. Таких, как развитие прямого видения закона кармы, восприятие сознания других существ. Здесь же заложены основы понимания самой природы сознания как такового. Сердце мы можем назвать средним даньтянем.

К верхнему даньтяню мы относим то, что находится выше Сердца. Совокупность верхних функций можно назвать верхним даньтянем, поскольку они локализуются так, что образуют собой верхний сосуд. Здесь можно выделить три особые функции, которые раскрываются последовательно только вместе с подъемом осознанности по центральному каналу. Мы их уже упоминали. Это умение донести до людей информацию о пути к истине, способность видеть явления как то, что не имеет собственного бытия, и йога одного вкуса (звука).

Четыре уровня практики

Умение донести информацию о пути к истине в тибетских традициях называют красноречием (в переводе). Однако тут речь вовсе не об ораторском искусстве, а о сакральном процессе трансляции тонких состояний через слова. Такие слова сдвигают восприятие учеников в определенном направлении. Посредством резонанса вибраций у учеников возникает заимствованное видение, которое расширяет их опыт за пределы того, что им доступно по энергетическому статусу. Этот опыт фактически является бесценным, поскольку предоставляет ученику возможность посмотреть на мир (на свою жизнь) с недоступной сейчас высоты. Ученик видит, куда и как ему двигаться в самостоятельной практике, получает новый ракурс в осмыслении своих поступков, желаний, ценностей и целей. Конечно, ученик со своей стороны должен быть готов принять такое видение. Если он не будет готов, то ничего не произойдет.

Способность видеть суть явлений – это воззрение на явления как на то, что не имеет своего собственного наполнения, то есть своей независимой жизни, существования. Сознание вдыхает в мир явлений жизнь, и поэтому нам кажется, что они существуют сами по себе. Однако они лишь следствие наблюдающего сознания. Даже закон кармы, который на уровне нижнего даньтяня представлялся как что-то сложное и загадочное, а на уровне среднего даньтяня (Сердца) выглядит как грандиозный незыблемый столп мироздания (я его когда-то называл Великой Механикой), на этом уровне становится лишь пустой формой, не имеющей самосущностного бытия.

Йога одного вкуса (звука). Любое слово огрубляет и приземляет категории осмысления этого опыта. Слова становятся ложью при попытке выразить воспринимаемое. Они не в силах даже отдаленно передать переживания человека, поскольку все слова придуманы для обозначения других вещей. Тем не менее они могут быть поняты теми, кто близок или уже прикоснулся к предмету. Какими словами можно указать на это направление? Существует лишь одна единая сущность, переживающая одновременно целостность и раздробленность, время и безвремие, бытие и небытие, изменчивость и статичность. Все наблюдаемое нами многообразие (на уровне нашего восприятия) – это формы этой сущности, формы его множественной проявленности или, можно сказать, формы сна этого сознания. Последний эпитет – это просто аналогия с обычным человеческим сном, где наше сознание также дробится на различные персонажи и создает пространственные локации, законам которых само же и подчиняется в рамках сна (если только это не практика осознанного сновидения). Развитие такого воззрения предполагает приобретение личного прямого опыта практикующего – соприкосновение с потерей отдельности индивидуального сознания. Можно предположить, что после получения первого опыта своей не-отдельности дальнейшее раскрытие этой функции верхнего даньтяня ведет к слиянию сознания практикующего с источником. Истинное прекращает принимать преходящие формы и становится неизменчивой истиной.

Внутренняя улыбка выделена в четвертый элемент, поскольку она является существенным фактором практики, но не принадлежит ни одному из трех названных выше. Она – связующее звено между тремя даньтянями. Внутренняя улыбка переживает свою собственную эволюцию и функциональное расширение. Духовная практика, лишенная внутренней улыбки, очень часто уводит людей в коварные заблуждения, о которых мы упоминали в предыдущей части в подзаголовке «Боковые ветви подъема сознания». Возможно, мы об этом еще поговорим.

Далее мы сосредоточим наш разговор на практических аспектах нижнего и среднего даньтяней, а также на внутренней улыбке. Практики верхнего даньтяня выходят за рамки целей этого текста.