ЧЕТЫРЕ КОРЗИНЫ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава 6. Четыре типа энергетики

По энергетической конструкции людей можно разделить на четыре типа.

Первый – олицетворяет действие

Такой человек похож на запущенный реактивный двигатель в пространстве общества, но без блока управления и навигации, без крыльев, без плана полета. Правда, сам человек может быть уверен, что у него есть и цели, и крылья, и навигационные системы. Естественно, в результате практики у него меняется взгляд на это. Такие люди часто не могут трезво оценить свои силы и время от времени ввязываются в какие-то проекты, которые приводят к потере времени и средств.

В ощущениях энергия – быстрая, стремительная, огневая, решительная, авантюрная, иногда маниакальная.

Второй – созерцатель

Эти люди обладают сильной эмпатией, они часто открыты и доверчивы. Конек этого типа – это понимание иррациональной стороны. Такие люди сравнительно легко приспосабливаются к обстоятельствам, их психика наиболее гибкая из всех. Они меньше других склонны причинять боль другим людям, хотя, конечно, это зависит от чистоты конкретного человека. Этот тип часто живет, как бог на душу положил. Их девиз: «под лежачий камень вода течет». Удивительно то, что часто они достигают в жизни не меньшего, чем первый «реактивный».

По ощущениям энергия – мягкая, теплая, текучая, адаптивная, поддерживающая, нефундаментальная, даже легкомысленная.

Жилище такого человека отличается хаосным порядком. То есть это не беспорядок в смысле неряшливости, просто каждая вещь аккуратно пристраивается туда, где случайно образовалось свободное место.

Для меня остается загадкой, чем руководствуется этот тип при приготовлении пищи, скорее всего ничем. Его блюда могут легко оказаться пересолеными или недосоленными, переперченными или совсем без специй, пережаренными или недопечеными и т.д. Это нужно просто принять.

Третий – размышлятель

Человек, который стремится к структуризации всего вокруг, даже того, что неструктуризируемо по своей природе. Такому человеку не свойственна эмпатия или интуиция. Он не понимает, что своими поступками причиняет боль другим. Например, от него можно услышать такое: «я сказал, как есть, просто произнес факт, а она почему-то обиделась». Однако сам (впрочем, как и все), отлично чувствует душевную боль, хотя редко об этом говорит даже с близкими друзьями (если таковые вообще есть).

Энергия третьего типа – сухая, будто истощенная (изнутри может казаться иначе), замкнутая, деревянная, отстраненная, не душевная, формальная, аскетичная.

В жилище такого человек порой царит параноидальный порядок. Все вещи располагаются перпендикулярно-параллельно. Задача положить новогоднюю звезду на пустой стол может отнять гораздо больше времени, чем кажется. Даже в холодильнике у него все места закреплены за определенными продуктами. Продукты лежат на равном расстоянии друг от друга. Среди них не найдете просрочки. Если вы увидите там свободное место – значит, что-то закончилось.

В приготовлении пищи такой человек не любит импровизаций, он исходит из точных рецептов и пропорциональных расчетов. Как правило, порции распределяются так, чтобы лишняя еда не оставалась и не хранилась «на завтра». Все готовится по таймеру. Его блюда редко имеют отклонения от средне-вкусной нормы. Не то, чтобы они были безвкусные, просто в них нет какой-то особенности, изюминки что ли. А строгая повторяемость результата кого-то может утомить.

Бывает, что на вечеринке такой человек добровольно моет посуду за всеми – и все думают, что он трудолюбивый, но дело не в этом. В духовной практике он с легкостью принимает аскезы, но на самом деле, в этом нет никакого вызова.

Четвертый – насильник

Этот тип общается с окружающим миром с силовых позиций. Он не терпит альтернативного мнения, ему важно подчинять и властвовать. Гордыня – его кредо, насилие – его спутник. Насилие как над другими, так нередко и над собой.

Энергия – тяжелая, «грузящая», земляная, погружающая, обволакивающая, проникающая.

Жилище такого человека частенько нельзя назвать образцом чистоплотности. Он одержим «великими делами», поэтому под его кроватью можно найти пару грязных носков, а на кухне немытую посуду (девочки этого типа обычно более аккуратны, особенно перед приходом гостей).

Что касательно приготовления пищи, то я думаю, что лучшие повара (и просто хорошие) принадлежат именно к этому типу. Если они берутся кашеварить, то чувствуют ингредиенты и не боятся экспериментировать. Однако далеко не все люди этого типа любят готовить.

Из условно положительных свойств можно выделить склонность мыслить стратегически, более обширными категориями. Но верны ли эти категории и куда ведут эти стратегии – зависит от духовной чистоты и умственного потенциала индивидуума, и могут быть какими угодно. В общих компаниях такой человек стремится к лидерству, к управлению группой. Причем этот тип можно разделить на два подвида. Одни представители лидерствуют прямо и открыто, они более «громкие», но сравнительно более поверхностные. Другие же предпочитают условно вторые роли – манипулируют группой неявно, порой через мнимого лидера, который делает всю «общественную» работу. Последний подвид обладает еще более извращенным эгоцентризмом, чем первый.

Дополнение о человеке действия

Возможно, вы заметили, что я не описал жилище человека первого типа, а также его стряпню. Увы, мне не удалось посмотреть, как они обустраивают свой дом. Еду они ели либо у меня, либо у наших общих знакомых, своей еды не имели. Яркие представители этого типа, которых я знал, так и не обзавелись своим жилищем (на момент нашего общения) – ракетный двигатель в кое-каком месте не позволял им вести оседлый образ жизни.

Насколько я смог успеть проанализировать их поведение, то их трудно назвать «тщательными старателями». У одного представителя трудности возникали даже при попытках заштопать дырявые носки.

Со стороны часто кажется, что такой человек знает, что делает, и знает, как надо делать. Ему сопутствует уверенность и собранность в словах и действиях. Это проявление более сильного центра действия. Но на самом деле они просто уверенно делают что-то, просто что-то. Им лишь кажется, что они знают, что и зачем они делают. Это видно всякий раз, когда смотришь на результаты их активности.

Зачем нужно такое деление людей?

Естественно, что в результате духовного роста меняется чистота сознания людей. Перечисленные выше свойства, очищенные от эгоизма, находят реализацию в групповой практике. Например, структурность «размышлятеля» позволяет отсекать лишнее, эффективно анализировать рациональную сторону происходящего в совместной практике, создавать полезные и рабочие ментальные конструкции.

Созерцатели помогают сбалансировать групповое поле, добавляют устойчивости и примирения, создают уникальную неповторимую атмосферу уюта. Они как соединительная ткань организма. И хотя «размышлятель» не имеет нужных фибр, чтобы оценить их важный вклад (ему может даже казаться, что они ничего не делают), тем не мнее на него их присутствие также влияет значительно.

Люди действия производят много механической энергии, которая остро необходима для того, чтобы практикующей группе пройти земную часть пути. Я слышал, как лучшие из них говорили про себя с иронией: «бешеной собаке семь верст не крюк». Но когда эта энергия направляется в одну строну в течение многих лет, она приносит огромные результаты. Сам же по себе такой человек не в состоянии держаться одного направления длительное время. В точности как ракетный двигатель без ракеты.

«Насильники» берут на себя организационную роль – обеспечивают совместную деятельность столь разных типажей. Основное качество «насильника», лишенного самости (эго) – это способность согласовывать деятельность разных людей без порождения конфликта свойств. Люди мотивируются и естественным образом начинают хотеть делать то, что предлагает «насильник». А что он предлагает? Только то, что нужно практикующей группе. Ведь душою чистый «насильник» посвящает свою жизнь, но, главное, свою смерть, окружающим людям. Впрочем, так делает каждый, кто очистил себя от контроля со стороны самости (эго). Полностью и без остатка.

Все эти роли равноправны

Равноправие выражается в дополнении друг друга. Ни один из них не обладает универсальностью качеств. Однако в таком делении ролей несведущему человеку может показаться, что «насильник» является начальником. Это лишь отражение социальных шаблонов, которые нельзя применять в контексте духовной практики.

Среди практикующих в группе может быть по несколько человек каждого типа. Как же могут уживаться в одной «семье» несколько «насильников»? Кажется, что они менее всего совместимы друг с другом. Ведь не может же быть 2-3-4 лидера в одной компании? Оказывается, что может. На практике это реализуется так, что лидеры сами собой распределяются по уровню высоты духовного восприятия или же делят свою активность на горизонтальные сектора согласно предрасположенностям. Лишенные самости, они лишены потребности выглядеть больше, чем есть, подминать всех под себя или обманываться по поводу уровня своих достижений. Да и тот, кто выше уровнем, не будет горделиво прохаживаться перед собратьями, как павлин. Когда нет самости, остается только служение. Чем выше духовный уровень, тем ответственнее и разностороннее это служение. В результате все насильники распределяют свои организаторские способности по разным уровням и секторам, например, кто-то организовывает быт, кто-то практику, кто-то заботится о материальном обеспечении, кто-то отвечает за стратегическую навигацию. Естественно, мы тут рассматриваем пример какой-то большой организации, поскольку на одного насильника обычно приходится до десятка остальных практикующих.

Вуалирование энергетики

Наверное, не все смогут узнать себя среди этих описаний. Это потому, что травмы могут искажать проявление свойств человека. Например, травма оказаться недостойным ребенком (неполучение материнской любви за проступки) может породить такую модель поведения, что человек не сможет брать вину на себя, будет отрицать свою причастность, приводя абсурдные доказательства своей невиновности любой ценой. Может показаться, что он принадлежит типу «насильников», которые также с трудом признают свои ошибки. Но «насильниками» движет не травма недостойного ребенка, а потребность лидировать. Причина этой потребности – структура его энергетики, а не детская травма. При сильной травматике бывает трудно понять типаж по поведению, но можно попробовать почувствовать непосредственно по энергии.

Также к вуалированию свойств приводит неправильная практика начальных этапов. Например, я встречал такое, что человек четвертого типа старается быть «веселым и воздушным». Он симулирует «просветленное» поведение, ведет себя «как надо», отдаляясь тем самым от своей сути, отрицая свою суть. Внутри, куда он отказывается смотреть, он остается тяжелым мрачным авторитарным поработителем. Вместо того, чтобы очистить эти свойства и поставить их на службу обществу, он «практикует» игру в «забавного гномика». Но свою смерть не обманешь. Смерть придет к тяжелому и мрачному, и достанет его из «веселого гномика» наружу. У гномика будет «вау».

Разумеется, людям в начале практики трудно дать себе верную самооценку. Так, «насильника» вы никогда не убедите, что его способность к структуризации хуже других людей. Даже если вы его поставите перед фактами, то он сразу забудет это, поскольку это противоречит его модели мира, где он – лучший. Тут ничего не поделать.

Из советов могу предложить сравнивать себя не с другими людьми, а с другими собственными свойствами. Действительно, «насильник» с сильным интеллектом будет лучше структурировать, чем «размышлятель» со слабым интеллектом. Тем не менее, у «размышлятеля» будут отсутствовать амбиции группового лидера, потребности вести за собой людей. В то время как «насильник» славится этим пристрастием (хотя далеко не обязательно он это понимает). А «размышлятель» будет с трудом переносить грязную посуду в раковине, тогда как для «насильника» это норма (по крайней мере до того, как произойдет духовное продвижение).

Этим делением энергетики удобно пользоваться в практической коллективной магии для понимания ролей. Человек сохраняет принадлежность к своему типу значительную часть пути. Лишь на последнем участке реализации эти типажи становятся менее различимы, каждый напитывается свойствами других. Этим, кстати, проявляется удивительный принцип мнимой тождественности противоположностей – людей не разделить по этим типажам как на дне Самсары, так и при выходе из нее.

Конечно, для начинающих практиков такое деление не несет каких-то ценных смыслов. Им больше актуальны вещи, указывающие на то, что им делать со своей самостью, с неурядицами и неудовлетворенностями в их жизни. Но, возможно, им все же полезно будет знать, что от типа своей энергетики они не избавятся даже после первой большой победы (первичного просветления, исхода самости). Поэтому не нужно бороться с тем, что является более глубокой частью вашего «я», чем самость (эго). Не нужно притворяться тем, кем не являетесь, копировать кого-то (игра в «гномика»). Лучше сосредоточиться на том, чтобы очищать то, что есть.

После первичного просветления тип энергетического строения начнет задавать роль, которую нужно принять и выполнять, чтобы двигаться дальше. Если, конечно, будет понимание необходимости куда-то двигаться.

Такое деление применимо как к мужчинам, так и к женщинам.

Продолжение следует…