ЧЕТЫРЕ КОРЗИНЫ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава 7. Принцип срединности в питании

Давайте рассмотрим вопросы питания с точки зрения закона Кармы.

Существа разных форм имеют разный максимально возможный уровень осознанности в своей конкретной форме. Это происходит из-за того, что форма обуславливает сознание – накладывает принципиальные ограничения на размещенное в ней сознание. Эти ограничения можно преодолеть через смену формы, то есть через реинкарнацию (однако человек в течение жизни способен совершать временные выходы сознания за пределы формы в результате духовной практики).

Принцип срединности в питании

Как вода в кружке не сможет принять форму изысканной вазы, так и сознание в примитивной форме не сможет достичь тонкого восприятия.

С другой стороны, если вы воплотились в виде вазы, но в течение жизни не накапливали сознание так, что к концу жизни оно оказалось не выше основания вазы, то форма вазы останется не востребованной. Поэтому в следующей реинкарнации в качестве формы вам будет предоставлена кружка. Ваза для вас явно избыточна. Смысла нет «наливать» вас в вазу, если вы используете только ту ее часть, которая ничем не отличается от кружки. Вазу еще нужно будет заслужить мучительным переживанием недостаточности формы.

Переходя от пространных описаний к конкретике, как бы ни была развита собака, она не сможет быть более осознанной, чем средний человек. А самый развитый червяк не будет разумнее средней собаки. Можно сказать, что в среднем человеке сознания больше, чем в теплокровных животных. А в холоднокровных животных, как правило, сознания меньше, чем в теплокровных.

Формы разных существ имеют различия в энергетических уровнях. Например, телесные оболочки млекопитающих усечены на высших уровнях по сравнению с человеком. В их форме нет ничего над нижним даньтянем, поэтому сознанию некуда расти в этой форме. А хладнокровные животные усечены сверху еще больше.

Могут ли быть исключения из этой иерархии? Да, конечно. Но я не думаю, что поиск исключений имеет значение для нашей практики. Ведь мы тут не строим теорию всего сущего, это бессмысленно для того, кто идет по духовному пути – слишком коротка его жизнь. Из всего многообразия вещей мы выбираем те, что необходимы для наших ежедневных действий в контексте практики.

Итак, суть закона кармы по отношению к рациону питания сводится, как обычно, к количеству порожденных страданий. Причем не только прямо, но и косвенно. Если вы не убивали собаку лично, а только съели ее, то вы не отвечаете непосредственно за акт убийства, но ответственны за создание предпосылок. Эта доля ответственности не сильно меньше, чем за прямое убийство. Ведь в этом случае вы отвечаете за побуждение исполнителя к грехопадению.

Рассуждения о том, что, если бы не я, все равно кто-то бы съел эту собаку, тут не работают. Карма – это персональная ответственность каждого из нас, а не какая-то абстрактная концепция на уровне пустых рассуждений. Если съедите не вы, а кто-то другой, тогда он и будет нести ответственность. Если никто не съест, то все ляжет на плечи продавца шаурмы, поскольку получится, что он убил собаку без всякого смысла.

Таким образом, карма от убийства каждого животного делится между субъектами всей цепочки потребления. Свою долю имеют и маркетологи, и производители скотобойных устройств, и даже бухгалтеры, которые работают в мясных компаниях. Об этом написано в разделе про организацию образа жизни в «Четырех аспектах фундамента».

Согласитесь, это красиво перекликается с законом сохранения энергии – порожденное страдание делится между его производителями порционным образом согласно весу участия.

Количество страдания, которое может испытать существо, зависит от количества сознания в нем. Говоря простым языком, более осознанное существо может страдать обширнее и глубже, чем менее осознанное. Например, количество страдания при гибели курицы может быть сопоставимо с количеством страдания, когда вы прищемите себе палец дверью. Курица при этом примерно на неделю отправится в мир иной и затем вернется снова, и вы также неделю будете чувствовать боль в пальце, а затем забудете об этом.

Кто-нибудь подумает, что курица ведь погибнет целиком, все ее существо будет объято необратимыми страданиями, а палец ведь не погибнет, а лишь поболит недельку. Однако разделение жизни на курицу и палец иллюзорно. Все сознание едино – это одно целое, лишь временно оно помещено в разные сосуды. Все, что временно, – не истинно.

Более того, каждая клетка нашего организма снабжена своим собственным сознанием. Наш организм можно рассматривать как коллектив единомышленников. Такое видение своего организма порой посещает практикующих в определенных положениях сознания.

И поскольку мы здесь обсуждаем путь к высоким истинам, то вопросы страданий мы должны рассматривать не с частной точки зрения, – например, с точки зрения курицы или наших личных страданий, а с точки зрения общемирового баланса. В этом смысле все равно, чье именно сознание источает страдание.

Если мы хотим вырасти до высокого понимания, то в своих действиях мы должны стремиться поступать так, как поступают просветленные практикующие. Это общее правило. А в частотности, мы должны стараться, чтобы наши действия порождали как можно меньше страданий в мире. Исключением могут быть только «стратегические» страдания практикующего. Я имею в виду осмысленные страдания, связанные с преодолениями сопротивления эго духовной практике, а также страдания из-за возвращения персональной кармы, которую нужно переработать.

Итак, способность испытывать страдания зависит от количества сознания в существе. Количество сознания имеет корреляцию (не строгую, но все же) со сложностью нервной системы. Тут логика очевидная: нервная система должна обеспечить все коммуникационные и социальные нужды сознания, в т.ч. нужды развития. Поэтому у разных существ разная сложность нервной системы – это соответствует предыдущей карме и соответствует возможным потребностям данного сознания в развитии.

Интересно, что у некоторых животных отсутствуют болевые рецепторы, хотя они все же способны переживать стресс или страх. Но эти негативные эмоции у более простых видов не сравнимы с тем, что могут испытывать животные с более развитой нервной системой.

Поэтому я не могу разделить лозунг веганов «животные чувствуют боль так же, как и мы». Для меня это похоже на эмоциональную экзальтацию, оторванную от реальности. Лозунг «животные любят своих детей так же, как и мы» также ошибочен. Немало видов животных поедают своих детей после рождения. Или они это делают с любовью?

Для практикующего человека важно трезвомыслие, поэтому не стоит переносить свои психотравмы на естественные процессы в живой природе.

Я согласен с тем, что преступно уничтожать экологию планеты ради наживы. Мне больно видеть, что происходит на планете, особенно в слаборазвитых странах. Варварская вырубка лесов Сибири и Севера, загрязнение рек и водоемов, отравление атмосферы заводами, владельцы которых не желают тратить даже малую часть своей роскоши на очистительные установки. Ради чего? Просто чтобы несколько человек сомнительных душевных качеств имели беспрецедентный уровень комфорта еще несколько лет? А потом что с ними будет? Мне недавно сказали, что скоро для них разработают таблетку от смерти (И где бы вы думали? В Сколково!). Чего только не услышишь в среде практикующих. Какое уж тут трезвомыслие.

Принцип срединности в питании

Из всего сказанного можно составить некоторую кармическую иерархию нашего рациона питания. Это практическая таблица. В ней мы не будем учитывать экзотику, как, например, теплокровная лунная рыба или хладнокровный млекопитающий грызун – голый землекоп. Вряд ли они появятся в вашем рационе питания.

Итак, в порядке убывания отягощения.

  1. Млекопитающие.
  2. Птицы.
  3. Рыбы.
  4. Морепродукты – моллюски и ракообразные.
  5. «Нелетальные» продукты животноводства: молоко, мед, яйца и т.п.
  6. Растения.

Возможно, вы обратили внимание, что тут нет насекомых. Что же, дорогие мои гурманы, я затрудняюсь точно определить их место, поскольку сознание насекомых не соответствует устройству их нервной системы и существенно отличается от нашего. Кажется, наше сознание скорее ближе к растениям, чем к насекомым.

Посмотрите, какие сложные инженерные сооружения могут строить насекомые. Например, муравьи, термиты, пчелы. Даже паутина представляет собой высоко структурированное изделие. Кто из остального животного мира может состязаться с насекомыми в строительстве? Бобры? Птицы (те, что вьют гнезда)? Ну…, пожалуй. Однако нервная система бобров и птиц несравнимо сложнее.

Также в колониях насекомых существуют признаки высокоразвитого общества – иерархия и разделение труда. Если соотнести все эти вещи с примитивной нервной системой каждого из них, то возникает дискрепанс. Я не утверждаю, что насекомые так же развиты, как и мы. Однако совокупное количество нейронов нервной системы во всем муравейнике на два порядка больше, чем в человеке. Может, у них возникает коллективный разум? В любом случае, это указывает на то, что наше сознание имеет свойства, о которых мы не догадываемся в повседневной жизни.

Мы можем легко понимать, что чувствуют животные, особенно теплокровные. Мы можем различать в них знакомые нам сложные эмоции: радость, привязанность, обиду, грусть и т.д. Но что чувствуют насекомые? Возможно, какое-то поведение по формальным признакам мы сможем отнести к страху или к агрессии. Но это примитивные базовые эмоции, связанные с необходимостью выживания. Я встречал веганов, которые имели террариумы с насекомыми. Они давали им имена и разговаривали с ними. «Глаша сегодня сердится, она проснулась в плохом настроении, а Кузьма заскучал, ему грустно».

Уровни кармического отягощения пищей неоднородны внутри. Например, осознанность лошади и овцы или кошки и собаки будут разные. Как вариант, для домашних животных уровень осознанности можно оценить по социальным навыкам.

Когда я впервые поехал на лошади, то мне казалось, что она читает мои мысли. Управлять ею с помощью приспособлений я не умел, но лошадь с середины поездки начала реагировать на мои желания. Рационально можно объяснить это тем, что она видела, куда и как я смотрю, но это будет большой натяжкой, поскольку ее поведение постепенно начало отражать мой характер (авантюрный на тот момент). Мы мчались галопом по узким лесным тропинкам зимнего леса и перепрыгивали через поваленные сосны. Инструктор был удивлен такой прыти, поскольку мне как новичку он дал самую старую и спокойную кобылу. Ну, а я пребывал в культурном шоке от такого взаимного понимания с непарнокопытным другом.

Насколько я знаю, овцы тоже могут испытывать привязанность и эмоциональную чуткость к человеку, но все-таки не на таком уровне взаимопонимания. Нервная система овец более примитивна.

Если сравнивать собаку с кошкой, то собака может принести вам тапки только потому, что ей захочется с вами пообщаться, разделить одиночество зимнего вечера. А еще некоторые собаки умеют улыбаться – они скалят зубы, когда рады вас видеть. Они видят, что люди улыбаются и начинают подражать. Как бы вы ни любили своего «котейку», такого поведения вы от него точно не дождетесь. Кошки не будут вам улыбаться и тапки не принесут. Я слышал такую версию, что это потому, что кошки очень независимые и гордые. Но все куда проще. Часто нашим домашним любимцам мы приписываем свойства, которыми они не обладают.

Также вы могли заметить, что одичавшие собаки, а также волки, не лают. Они рычат, воют, скулят. Лай – это попытка имитации устной речи, средство коммуникации с человеком.

Найдутся и пересечения по осознанности между уровнями, например, сложность нервной системы ворона примерно равна собаке. Осознанность, пожалуй, тоже близка.

У нас в студенческом городке МИФИ жил старый ворон. Он был огромным, наверное, 80-90 см от клюва до хвоста. Он уже не мог летать и ходил по земле. Я попытался к нему подойти. Он не убегал, а повернулся ко мне и смотрел на меня молча. Для него я не был ни страшен, ни интересен. Меня поразила не только его спокойная уверенность, но и взгляд – пристальный и тяжелый. Такой проницательный и глубокий взгляд даже среди людей встретишь пару раз за жизнь. Прошло уже больше 30 лет, а я все еще помню этот взгляд.

Чтобы себе не навредить в вопросах питания, лучше всего придерживаться принципа срединности и здесь. Старайтесь, чтобы ваш рацион отвечал уровню практики. Отклонения в ту или другую сторону могут быть не столь уж безобидны.

Как определить ваш уровень «вегетарианства»?

Во-первых, могу посоветовать лично пообщаться с теми животными, которых вы едите. Например, при случае посмотреть в глаза будущей говядине и выяснить для себя, сможете ли вы собственноручно лишить это существо жизни. Это и будет лучшим ответом на вопрос, является ли потребление мяса одним из заметных факторов, тормозящих вашу практику.

Принцип срединности в питании

То же касается птицы, рыбы и т.д. Так вы сможете определить, насколько имеет смысл ограничивать вашу диету на данном этапе.

Конечно, начинающие практикующие могут путать свою жалость с трезвым пониманием. То есть они могут приписывать животным свойства, которыми они не обладают. Да, что уж животным, даже растениям. Тут ничего не поделать, этот совет не для всех будет работать. Но для практикующих «среднего звена» это вполне рабочий совет.

Во-вторых, организм практикующего человека сам начинает отвергать пищу, которая отягощает его развитие. Нужно лишь внимательно отнестись к этим сигналам, не путать привычку к определённому рациону с потребностями тела и энергетики.

При прочих равных лучше держаться ближе к концу нашего списка.

Однако я не вижу большого смысла быть убежденным вегетарианцем, если вы раздражаетесь, обманываете или эмоционально симпатизируете убийцам и насильникам. Возможно, быть вегетарианцем в этом случае даже вредно, поскольку это может создавать иллюзию, что вы делаете что-то важное для духовного роста.

Я был свидетелем как раз такого поведения, когда вегетарианец восхищался людьми, которые совершали страшные поступки, включая уничтожение экологии, убийства животных и даже людей. Практикой в этом случае мог бы стать анализ поступков своих кумиров, анализ своих эмоций – наблюдение в себе желания преклоняться, но никак не вегетарианство. Пока в нас живут раболепие и подобострастие, пока мы ищем себе объектов культа, мы не можем двигаться навстречу свободе. Так в чем смысл такого вегетарианства? Ради телесного здоровья? Ну… это как в старый изношенный трактор заливать дорогое импортное масло. Автомобилисты знают, что такое масло может начать вымывать закоксовавшиеся отложения, и двигатель разрушится гораздо быстрее. Превращение трактора в суперкар нужно начинать не с замены масла, а с трезвого взгляда на имеющееся оборудование.

Говоря про человека, при низком духовном уровне наш организм не способен полноценно функционировать на растительном сырье. Одним переходом на вегетарианство духовный уровень не повысить. Даже наоборот, может произойти деградация и тела, и психики. Вы будете малоэффективны.

Я согласен с тем, что вегетарианство дает силу, здоровье и долголетие. Хороший пример — это Далай-лама. И нам всем нужно стремиться к такой жизни. Но если человек с удовольствием продолжает участвовать в играх Самсары, наполняет ее своей жизненной силой, способствует тем самым порабощению живых существ, но отказывается от мяса, то для меня это выглядит сумасшествием. Как если бы волк отказался от охоты на зайцев, но при этом поедал бы себе подобных или сотрудничал бы с браконьерами, истребляющих волков. Что это, если не сумасшествие?

Кстати, про яйца я слышал, что это – неродившиеся цыплята. Поэтому съесть яйцо – значит убить неродившееся животное. Развенчивание эзотерических глупостей может занять много времени. Будет правильно, если мы будем стремиться к видению вещей как они есть. Тогда мы сможем сами ответить на вопрос, а есть ли сознание в яйце? Или каковы будут страдания курицы, у которой отберут «ребеночка» в виде яйца?

Также вегетарианцы часто отказываются от использования изделий из натуральной кожи, заменяя ее искусственной. А как же загрязнение планеты и гибель животных из-за производства искусственной кожи, пластмассы, резины? Где образуется меньше кармы – при производстве шубы из искусственного или натурального меха? Кожаной или болоньевой куртки? Как же нам убивать животных – электрошоком или через экологическое загрязнение?

Сюда же можно отнести вопрос о гибели сотен тысяч москитов при взлете и посадке самолета Далай-ламы.

А как же быть с тем, что растения тоже обладают сознанием? Пусть они не чувствуют боли, но когда мы съедаем петрушку или укроп, мы лишаем их жизни, а когда съедаем орешек, то убиваем «ребеночка», а поедая очень полезную для веганов пророщенную пшеницу, убиваем целый детский сад беззащитных детишек, которые только что увидели свет. Как быть? (Или нам главное, что «это полезно для меня»?)

Правильные ответы на все эти вопросы лежат не в плоскости самих вопросов, а в плоскости рассмотрения осознанной необходимости тех или иных вещей в нашей жизни. Но если прямо сейчас вы не понимаете, в чем состоят правильные ответы, то не беспокойтесь об этом, не торопитесь их получить. Уверяю, что осмысленный (не надуманный) правильный выбор вы сможете увидеть сами, если будете практиковать самонаблюдение в 4-х аспектах фундамента и медитацию Саматха и Випассану.

Еще пара слов про «недуховную» растительную пищу. Краем уха слышал, что в некоторых учениях индуизма все то, что растет под землей, считается непригодным для питания, поскольку приводит к лености сознания. Речь идет о корнеплодах и грибах. А все, что растет над землей, – обладает солнечной энергией, что дает сознанию бодрость и остроту.

Ах… если бы так все просто решалось. По моему опыту такое разделение практически не рабочее. Если вы ленивы и глупы, то вам и перец чили не поможет. А если вы заряжены и устремлены к осознанности, то и картошка не помеха. В общем, как говорится в математике, это «о-малое» по сравнению с другими факторами влияния. Сознание отупляется не картошкой, а идеями, что в бескартофельной диете есть сакральный смысл.

Кроме этого, подобное разделение растений имеет слишком много исключений. Не знаю, растет ли в Индии морковь, женьшень, имбирь, но эти продукты не подходят под вышеупомянутое правило. Редиска с цикорием тоже не слишком «ленивые». А ведь это чуть ли не половина того, что вообще употребляется в пищу из корнеплодов (в наших широтах). Белый гриб, опята, рыжики хоть и «ленивее» морковки, но их не сравнить с бобовыми, которые растут над землей. Кабачки также выглядят лентяями. Так что и среди «надземных» продуктов есть те, которые ведут к лености сознания. Но какой же борщ без фасоли? Это кощунство.

В общем, бескомпромиссным нужно быть в одном – в самонаблюдении. То есть в ежедневном перековывании своего мышления на принцип, что причина всего того, что нас окружает, – внутри нас. Именно наше поведение (в далеком прошлом и сегодня) приносит нам события. Наши поступки привели нас к тому статусу жизни, который мы имеем сейчас. Исходя из этого нужно осмысливать происходящее.

Если что-то не устраивает – смотри внутрь себя, что вызвало эти неудовлетворенности, откуда к нам пришли эти якобы внешние обстоятельства. А вопрос питания – это частный вопрос самонаблюдения, то есть внимательного отношения к своим внутренним психическим процессам.

Давайте подведем итог в виде соотнесения рациона питания с практикой по нашей системе.

  1. Если вы занимаетесь перестройкой нижнего даньтяня (то есть практикуете 4 ограничивающих аспекта), то рано или поздно вам станет помехой употребление в пищу мяса млекопитающих.
  2. Тем, кто работает над раскрытием сердечного видения, для них ограничением будет питание птицей.
  3. Тот, кто постигает духовный рост через чтение Дхармы, может подумать об отказе от рыбы, чтобы пройти выше.
  4. Если среди нас найдутся те, кто начнет овладевать пустотным видением, то они почувствуют, как употребление морепродуктов лишает их сознание высоты.
  5. Для приступающих к практике слияния внешнего и внутреннего сознания (йоги одного вкуса/звука) помехой будет употребление любых продуктов нерастительного происхождения.

Эта схема также соответствует опыту моего наблюдения за людьми. Я встречал людей с открытым сердцем, но употребляющих рыбу и даже иногда птицу. Также встречал и тех, кто читал Дхарму, но употреблял в пищу продукты животноводства и даже морепродукты.

На этот счет со мной произошел один эпизод, который явился для меня глубоким откровением. Это было в середине 90-х. Однажды я нашел моего товарища по практике сновидения, сидящего на ступенях лестничного пролета. Он курил сигарету. Это было для меня шоком, поскольку для сновидящего не существует такого, как привычка к курению. Я у него спросил: «Зачем?» Он ответил: «Есть вещи похуже». На этом обсуждение закончилось. Мне потребовались годы, чтобы я полностью понял его ответ. Действительно, есть вещи похуже. Но обращу ваше внимание, что к тому времени уровень его практики был таков, что он отдавал отчет в своих действиях и был первично просветленным. Его поступки всегда носили другой смысл, чем у обычных людей. Поэтому его «курение» не было вредной привычкой или тягой к кайфу. Это был способ получить то, что ему было нужно в тот момент. Первичное просветление – это не конец пути, а начало его осмысленного участка.

Что касается одурманивающих веществ, то они недопустимы на любом уровне практики. Речь идет не только об алкоголе или табаке, но и всех веществах, оказывающих на сознание дурманящее воздействие. Стимулирующие продукты, такие как кофе или чай, становятся помехой для восприятия на уровне верхнего даньтяня. До этого уровня я не вижу веских причин для строгого запрета.

Как-то в 90-е годы встретил практикующую молодую семейную пару, которая не пила ничего, кроме воды, чтобы не туманить свой разум. Они были начинающие практикующие, которым предстоял еще долгий путь. Но, пожалуй, они жили в придуманном мире. Думаю, что на этом уровне можно не уделять внимания такой аскезе, чтобы практиковать успешно. Есть много других вещей, которые туманят разум в молодости куда сильнее, чем зеленый чай.

И, разумеется, умеренность хороша в любом вопросе и любое употребление чего бы то ни было не должно становиться привычкой. Как вы помните, на уровне нижнего даньтяня мы стараемся уходить от привязанностей, а привычка к определенному рациону питания – есть привязанность. Это также нужно учитывать и помнить.

Принцип срединности в питании